С оригами я познакомилась, как и многие, в раннем детстве. С огромным удовольствием складывая из бумаги кораблики и кошелечки, я и не подозревала, что у этой техники есть такое красивое название и глубокие исторические и философские корни.
Однако найти какую-либо литературу на тему оригами в ту пору было невозможно.
Помню, я сильно переживала, что никак не могу запомнить порядок складывания кепки с козырьком из газетного листа. О том, что могут быть подробные записи и схемы, я, конечно, не знала. Но вот постепенно стали появляться первые журнальные публикации, затем книги и, наконец, искусство оригами перестало быть недосягаемым.
Однако чем больше появлялось информации, тем более таинственным становился для меня этот мир превращений бумажного листа. Детский интерес к выполнению поделок из бумаги и других материалов стал постоянным увлечением, а затем и профессией.
Когда я стала писать книги и учебники по детскому художественному труду, оригами всегда занимало в них почетное место.
Несколько лет назад на одной из выставок оригами я увидела удивительную скульптуру — белого лебедя. Он был сложен из одинаковых бумажных фигурок треугольной формы. Все вместе они создавали фантастическую картину: грациозный изгиб шеи, чудесное оперение, остановившийся в воздухе взмах крыльев.
Я долго смотрела на это чудо, пытаясь понять, как же сложена маленькая треугольная фигурка.
Тогда мне не удалось это узнать. Но осталось очень яркое впечатление от открытия совершенно новых возможностей бумажного мира и желание во что бы та ни стало познакомиться с этой необычной техникой.
Завесу тайны приоткрыл Интернет. Оказалось, что такая техника называется китайское модульное оригами.
Иногда ее называют ЗD-оригами, оригами из треугольничков или просто модульное оригами. И хотя по-прежнему не было литературы на русском языке, можно было найти описания изделий на английском или китайском.
Наконец, я собрала своего первого лебедя.
Удовольствие от процесса и результата было таким огромным, что немедленно захотелось поделиться им с посетителями нашего сайта «Страна Мастеров», показав во всех подробностях этапы складывания. И вот тогда…
Я без преувеличения могу сказать, что эта книга обязана своим появлением во многом посетителям сайта. Тот интерес и восторг, который вызвала техника модульного оригами, побудил меня создавать все новые и новые модели.
Оказалось, что маленький бумажный треугольничек таит в себе фантастические возможности.
Наверное, более правильно было бы назвать эту технику модульный конструктор. Ведь, освоив несколько приемов соединения, можно создавать самые разные поделки — животных, растения, людей, сооружения и т. д.
Самым увлекательным оказался процесс придумывания нового.
И хотя в книге, конечна же, описан классический лебедь и его варианты, в основном сюда вошли авторские модели. Каждую поделку можно выполнить самостоятельно, благодаря подробным описаниям и поэтапной съемке. А может быть, вы создадите и свои авторские произведения. Радостного вам творчества!
Из истории оригами
Оригами — это самобытное японское искусство создания различных моделей путем сгибания листа бумаги. Неизвестно, кто именно и когда придумал оригами, как были выработаны его неписаные правила.
Однако начинать рассматривать историю этого искусства следует с момента изобретения бумаги, А изобретена она была, как известно, в Китае.
В древности китайцы использовали для письма деревянные или бамбуковые дощечки и шелк.
Дощечки с записями были чересчур объемны и тяжелы, и поэтому способ сохранения знаний на них не отличался удобством, а шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, стоил слишком дорого.
Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу выливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага, но уже шаг к ее созданию.
К III веку до н. э. китайцы заменили шелк более дешевым и доступным материалом. Из толченой коры тутового дерева и стеблей бамбука родилась бумага. Официальной же датой появления бумаги в Китае считается 105 год до н. э.. когда чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о технологии ее изготовления.
Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну выполнения белого листа.
Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать и некоторые тайны Поднебесной.
В VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо обучил японских монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Почему же складывание фигурок из листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии?
Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.
Буддисты были первыми, кто отбросил принятое в западной культуре деление мира на высокое и низкое, важное и неважное. Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на малое с замечательной целью — поймать в малом дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейших вещах проявления единой и неделимой истины — макото, ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее обнаружить.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие познать истину. Они открыли самый верный ее признак — красоту. И увидели красоту недолговечности простых предметов и явлений, налета времени на вещах.
Первые необычные фигурки, сложенные из листов бумаги, появились в монастырях.
Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке слова «Бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.
Бумажные фигурки имели символическое значение. Они использовались в религиозных церемониях, украшали стены храмов. До наших дней дошли практически первые такие фигурки — коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертв.
Но это было еще не искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В Средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену на нее, увлечение бумажными фигурками проникло в дворянскую среду.
Появилось «искусство самураев».
В те времена умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием фигурок из бумаги считалось признаком хорошего воспитания. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в этом искусстве.
Записки, сложенные определенным образом, были знаком дружбы или доброго пожелания. Ими удавалось порой выразить больше вниманий, любви, чем это можно была сделать и словами. Различные знатные семьи изображали фигурки оригами на гербах и печатях.
Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Применяя свое умение, самураи так складывали записки, что только посвященный мог развернуть их. Кроме того, бумажные фигурки часто использовали в свадебных церемониях, праздничных шествиях или при украшении домов.
В XVI-XVII веках оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста — четыреста лет тому назад, был изобретен ряд новых фигурок, которые позже стали классическими. Среди них и журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия.
Со временем оригами (а этот термин возник только в 1880 году) стало обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочерям, показывая принципы складывания немногих известных им фигурок.
Новый этап в развитии искусства оригами начался после Второй мировой войны, и этот Этап связан с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль.
С помощью изобретенных им несложных условных знаков ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей.
Это замечательное открытие позволило оригами обрести универсальный международный язык.
И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют эти знаки. Акира Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению.
В XX веке оригами стало широко известно и популярно во всем мире.
И если в классическом оригами предполагалось использовать для складывания только однотонные листы бумаги квадратной формы, а весь процесс проходил без применения клея и ножниц, то современный мир оригами бесконечно богат разнообразными техниками, приемами и материалами. Вот некоторые направления, которые можно выделить сегодня в этом искусстве,
? Оригами, сложенные в традиционной манере — из квадратного листа бумаги без надрезов. Фигурки оригами этого направления достаточно быстро достигли высокой технической сложности, Модели современных мастеров сильно превосходят в этом смысле традиционные японские оригами.
? Оригами, сложенные из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной и т. д.
? Модульное оригами. Готовое изделие создается не из одного листа бумаги, а из двух, трех, четырех и т. д.
одинаковых частей — модулей. Отдельные модули не имеют своего лица, своей индивидуальности, а становятся лишь деталью конструктора, элементом мозаики.
Модули могут складываться как из квадратных листов бумаги, так и из листов другой формы.
Эта книга посвящена последнему направлению — модульному оригами — современной разновидности древнего искусства, появившегося в Китае. Модульное оригами завоевало огромное число поклонников в России, и не без причины:
? в основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети с пяти лет, взрослые, пенсионеры;
? для модулей подходит практически любая бумага, имеющаяся под рукой, даже листы из старых журналов;
? модули можно складывать везде — дома, в транспорте, во время просмотра фильма в кинотеатре (при некоторой сноровке это легко делать не глядя);
? из модулей можно составить модели любой сложности и размера — от самых простых до сложных и трудоемких;
? модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе;
? этот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного.
Как вам поделка?