Сушка древесины

Достать хорошую, тем более сухую древесину для самодеятельного резчика — всегда проблема. Поэтому часто приходится решать вопрос: как (и можно ли) резать из сырой древесины или как ее высушить поскорее.

Мы рассмотрим здесь несколько примеров, встречавшихся в практике и отвечающих на эти вопросы, но сначала немного о том, как в домашних условиях высушить древесину, когда она планируется впрок, т. е. имеется один-два года в распоряжении резчика.

Если такая древесина представляет собою кряж (чурак) в коре, то целесообразно не снимать кору, а сделать на ней топором вырубки поперек ствола (рис. 41), чтобы дать доступ воздуха к древесине, но не резать кору вдоль, сохранив ее как стягивающий слой, предохраняющий древесину от растрескивания.

Рис. 41. Заготовка кряжа древесины для естественной сушки:
а — с поперечными прорезами коры; б — с удалением основной массы коры в ее сердцевинной части
Сушка древесины

Другие мастера используют для сушки ошкуренный в средней части чурак, оставляя лишь не снятой кору по концам шириной около 20 см.

Замечено, что такие породы древесины, как липа, тополь, осина, береза, ольха, при умеренной сушке высыхают без трещин даже полностью ошкуренные, но для дуба кора сохраняется целиком, он требует постепенной, длительной сушки и в толстых кряжах сохнет до семи лет. Склонны к растрескиванию при высыхании: граб, ясень, клен, бук; в меньшей степени — сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.

В любом случае торцы заготовки следует обильно закрасить масляной краской или промаслить растительным маслом; иногда их заделывают смолой с бумагой или промасленной бумагой, а еще лучше — залепить пластилином.

Сушить древесину естественным путем надо так, чтобы процесс сушки был постепенным, замедленным, но в сухом, проветриваемом помещении. Растрескавшиеся концы заготовки после сушки отпиливают.

Липа, как древесина мягкая и пористая, при естественной сушке дает хорошие результаты, не требует особого ухода. Так, например, автору удалось высушить без единой трещины два отреза свежеспиленного дерева (длиной около 80 см).

В течение года — от января до января — полностью ошкуренные и залепленные с торцов пластилином чураки стояли на балконе, но закрытые от попадания дождя или снега. Затем один из чураков был распилен на заготовки.

Заготовки, внесенные в помещение, не показали даже мелких трещин на торцах, хотя процесс естественной сушки с учетом изменившихся условий продолжался. Часть заготовок была использована сразу же в резьбе для мелких деталей (см. рис. 44) .

Рис. 44. Ваза (клееный слоистый шпон, липа, бронза)
Сушка древесины. Ваза

Обратим внимание читателя и на дошедшие до нас устные сведения о приемах сушки древесины старыми народными умельцами. Перед сушкой заготовку (или вчерне обработанную поделку) вываривали в течение нескольких часов в кипящей воде с целью растворения и извлечения из древесины внутриклеточной влаги. После этого древесина высыхала значительно быстрее. Это замечание особенно следует учесть при сушке капа.

Если поделка или в черновом виде обработанная заготовка были выполнены из сырой древесины, то для замедленного процесса сушки их помещали в мелконарезанную солому (сечка, добавляемая в корм скоту) или завернутыми в тряпку закапывали в умеренно сырую землю. Древесина сохла постепенно вместе с сечкой или землей.

Ускоренный процесс сушки древесины

Ускоренный процесс сушки древесины. Этот метод предлагается вниманию читателей на основании опытов, проделанных автором и его товарищами по резьбе за рубежом, где специфические условия не позволяли располагать длительным временем для естественной сушки древесины. Если имеется кусок дерева, предназначенный для одной какой-либо модели, скульптуры например, или для распиливания на части с целью выполнения отдельных, более мелких поделок, то ускоренную сушку древесины можно провести следующим образом.

Читайте также  Характеристика видов резьбы по дереву. Элементы резьбы. Терминология

Заготовка оборачивается в несколько слоев газетой, опускается в полиэтиленовый пакет (мешок), он завязывается или герметично обматывается пленкой (клеенкой), помещается в горячее место, на батарею например, и периодически поворачивается, чтобы древесина прогревалась насквозь. Выделяющаяся влага будет поглощаться газетной бумагой, которую нужно менять два-три раза в сутки.

По тяжести извлекаемой бумаги реально ощущается выделяемая древесиной влага. Повышенная температура способствует быстрому перемещению влаги по древесине, а паровая рубашка, создаваемая герметизацией, сохраняет для внешних слоев влажную атмосферу. В случае появления снаружи мелких трещин нужно прогреть заготовку в пленке без бумаги или уменьшить слой газет.

Выполнялись эксперименты и по-другому: вместо газет для удаления влаги проделывалось маленькое отверстие сверху пакета для выхода пара или снизу — для стока конденсата. Однако трудно угадать величину отверстия, чтобы создать нужную влажную среду. Кроме того, этот способ приводит еще к одному недостатку: к отпотеванию отдельных мест пакета изнутри и как следствие — к намоканию в этом месте соприкасающейся с пакетом древесины.

Менее беспокойный метод, но также дающий неплохие результаты, заключается в следующем. На ночь древесина, упакованная в газеты и защитную оболочку из пленки, помещается в горячее место, и на день прогревшийся кусок дерева извлекается на естественную сушку в прохладном месте, но уже без упаковки. Нужно не забывать на ночь снова его положить на паровое прогревание в обертке, иначе за отрезок времени, больший, чем один день, снаружи на древесине может появиться сеть мелких трещин, в дальнейшем увеличивающихся.

Сушка древесины в процессе работы

Сушка древесины в процессе работы. Возможность такого способа зависит от той поделки, которая выполняется. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Выполняется витая колонна (рис. 13) из части ствола эвкалипта высотой (без основания и головки) около метра и диаметром 22 см. Древесина лежала несколько лет под дождем на земле, была совершенно сырой.

Рис. 13. Колонна для скульптурного бюста (двухцветный эвкалипт, лимонное дерево, интарсия другими породами дерева). Фрагменты колонны
Сушка древесины в процессе работы. Колонна для скульптурного бюста
Сушка древесины в процессе работы. Фрагменты колонны
Рис. 8. Статуэтка с вазой — композиция для монтажа настольной лампы (эвкалипт, акажу)
Статуэтка с вазой
Рис. 38. « Вакханка » — бюст для колонны (эвкалипт)
Сушка древесины в процессе работы бюст для колонны
Рис. 42. Исправление перекоса заготовки рамы в процессе сушки древесины стягиванием ее закруткой
Исправление перекоса заготовки рамы

После того как цилиндр для колонны снаружи был обработан (технология обработки колонны будет изложена далее) , вся его внешняя поверхность была покрыта растительным маслом. В этот же или на другой день внутри цилиндра было просверлено отверстие, которое потом расширялось до диаметра около 7 см.

Именно эта возможность просверлить отверстие в изделии позволила начать резать по-сырому, что, в свою очередь, облегчило труд по обработке древесины. Дерево стало сохнуть с внутренних слоев, благодаря чему внешние слои, защищенные маслом от высыхания (на ночь для подстраховки изделие заворачивалось в полиэтиленовую пленку), претерпевали сжатие, а не расширение, как это получилось бы при обычной сушке.

Заметим кстати, что растительное масло, нанесенное на древесину с поверхности, не блокирует полностью выделение влаги снаружи. В меру дерево сохнет и с внешних слоев, и с торцов, но изнутри — более интенсивно.

Сверление и расширение отверстия длилось несколько дней, в течение которых заготовка подсохла изнутри. Появились деформации на сжатие внешних слоев. Дальнейшая работа с наружной поверхностью делалась в течение недель.

Читайте также  Композиция в изобразительном искусстве

На ночь поделка заворачивалась в пленку или клеенку с газетами, завязывалась (без подогрева). В это время шло полезное перераспределение влаги от внешних слоев к внутренним и к торцам. Снаружи поделка маслом больше не смазывалась.

Когда внешняя поверхность колонны была обработана полностью, можно было позволить подсушить ее немного и протереть растительным маслом как окончательным защитным покрытием и не беспокоиться больше о сушке древесины: высыхание может происходить через внутреннее отверстие как угодно долго, не мешая работе. Через месяц на поверхности отверстия появились трещины, усилившие доступ воздуха в толщу древесины.

По вышеописанному способу была выполнена статуэтка женщины (см. рис. 8 ) из куска дерева, лежавшего на открытом воздухе, также из эвкалипта. Когда основная форма фигуры была найдена, снизу через весь корпус до шеи было просверлено отверстие. До этого работа велась с консервацией поделки на ночь в полиэтиленовом пакете, лучше с прогреванием и оберткой газетами.

Впоследствии цилиндрическое отверстие было заделано пробкой из заранее подготовленного куска такой же древесины (торцевую заделку цилиндрического отверстия можно легко сделать незаметной).

Так же выполнялся скульптурный бюст (рис. 38) со сверлением сквозного отверстия от макушки головы через шею до основания.

Рассмотрим пример, когда практика резьбы по сырому дереву приводит тем не менее к большим неприятностям. Выполнялась из эвкалипта копия с гипсового слепка головы Христа (по Микеланджело).

Древесина была свежесрубленная, необыкновенно красивая в сыром виде. Форма гипсового оригинала, почти круглого в основании, соблазнила сделать резьбу на торце соответствующего диаметра отреза ствола.

Работа выполнялась в натуральную величину (по отношению к гипсу) с помощью контактной иглы и переносного мостика, о чем мы уже говорили выше. Гипсовый слепок был полым с тыльной стороны, вся скульптурная форма представляла корку толщиной от 8 до 15 мм, покрытую для прочности изнутри текстилем. Решено было также сделать полой и копию из дерева. Был скопирован внешний обвод модели, удалены снаружи лишние объемы древесины.

Работа по сырому дереву шла легко. По контактной игле была скопирована и выбрана полость с некоторым припуском на толщину в надежде, что возможность высыхания изнутри избавит поверхность маски от трещин. Для сушки применялся ускоренный метод паровой рубашки.

Но когда после обработки внешняя поверхность стала приобретать нужную форму, было замечено, что поделка быстро уменьшается в размере, т. е. с усыханием сжимается. Замеры впоследствии показали, что усадка размеров составила около 7%. Появились сильные перекосы, искажение лица, несоответствие внутренней и внешней поверхностей и как следствие этого — местами сквозные прорезы оболочки маски.

Пришлось доводить работу до конца на глаз, без контактной иглы, исправлять прорезы и перекосы. Никакое стягивание и скручивание веревками не помогло, трещины пришлось заделывать вставками.

Из этого примера можно сделать следующие выводы. Во-первых, свежесрубленная древесина — не то же самое, что древесина хотя и мокрая, но длительно лежавшая. Свежесрезанное дерево наполнено соком, что отяжеляет его значительно больше, чем дождевая влага. Во-вторых, учитывая специфику формы поделки (большая открытая внутренняя полость) и сильное наполнение древесины влагой, следовало после выемки внутренней полости дать древесине некоторую выдержку для сушки, придав внешней форме только приблизительную форму с запасом на усыхание и деформацию. Применить при этом метод ускоренной сушки с прогреванием в паровой рубашке.

Читайте также  Линейная композиция

Покажем еще на одном примере, когда использование сырой древесины привело к отрицательным побочным явлениям. Из свежесрезанного дерева диаметром около 80 см решено было выполнить массивную овальную раму также с расположением ее плоскости по торцу дерева.

Направление волокон древесины к зрителю подкупало возможностью сделать лицо рамы монотонным да еще и с глубоким темно-красным цветом текстуры. Со ствола дерева был сделан поперечный срез толщиной 12 см, снята кора и легко удалена гнилая сердцевина.

На образовавшееся кольцо наложена выкройка овальной рамы и так же легко вдоль волокон топором удалена лишняя древесина. Далее в соответствии с задуманным профилем заготовки (рис. 42) топором и массивной полукруглой стамеской удалена древесина изнутри и снаружи заготовки, чтобы рама, имея меньшую массу, не так сильно трескалась при сушке.

Предполагалось, что ни трещин, ни коробления при сушке вообще в этом случае не должно быть: овальное кольцо при всюду одинаковом направлении волокон может только сжиматься с уменьшением размера рамы, что было не так важно для замысла. Поэтому заготовка рамы была помещена в прохладное место для естественной сушки под пресс.

Действительно, при сушке на заготовке щелей не образовалось, но, несмотря на пресс, рама изогнулась по плоскости среза. Пришлось применить форсированную стяжку посредством двух металлических кусков трубы и закрутки из веревки, чтобы выровнять раму в плоскости, заставить ее гнуться в обратную сторону. Так удалось ее выровнять, хотя при периодическом наблюдении приходилось менять положение стержней, накладывая их на самые выпуклые места.

Окончательно заготовка высохла за несколько месяцев с небольшими отклонениями от первоначальных плоских срезов сторон, что уже можно было исправить в процессе дальнейшей обработки рамы.

Следует заметить, что аналогичные плоские срезы с торца того же дерева, оставленные для естественной сушки в таких же условиях (без закрашивания торцов, что в плоском срезе дерева было бы бессмысленным), коробления в плоскости не дали совсем или дали незначительные искривления, но зато все образовали шириною в палец радиальные трещины.

В этом случае от изготовления овальной рамы из такой древесины пришлось бы или совсем отказаться или использовать аналогичные куски для заделки трещин со второго, соседнего данному по расположению в стволе, среза. Во втором случае вопрос чистоты отделки рамы и монотонности структуры был бы поставлен под сомнение.

Здесь можно сделать вывод, что работа в сыром дереве наряду с отрицательными побочными явлениями дала и положительные качества: быстрота отделки заготовки, достижение задуманного результата внешнего декора.

Далее будет описана технология изготовления в дереве композиции с рыбой (см. рис. 21), которую из сухого дерева выполнить вообще было бы невозможно. Правда, и композиция и ажурность резьбы, были задуманы в расчете блокировать возможные растрескивания изделия при его высыхании.

Рис. 21. Рыба и осьминог — скульптурная композиция (эвкалипт). Фрагменты композиции
Рыба и осьминог Сушка древесины в процессе работы Фрагменты композиции
Сушка древесины в процессе работы Фрагменты композиции

Как вам поделка?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: