Способы обработки кожи

Наверняка, берясь за работу с кожей, вы хотите, чтобы ваше изделие было удобно, его конструкция была бы безупречна и функционально пригодна. Именно сочетание всех этих качеств оправдает те силы и фантазию, которые вы к нему приложите.

Ручная работа выполняется кропотливо и аккуратно. И если вы доведете ее до завершения, то полностью оправдаете свой труд. Используя специфические свойства и качества кожи, можно создать любую композицию.

Основные свойства кожи — мягкость и пластичность, естественные цвета, множество оттенков, способность растягиваться и изгибаться.

Эти ее особенности должны отразиться в выборе композиции и формы. Неопытные начинающие мастера часто пытаются переносить способы обработки одних материалов на другие.

Так, розочки и букетики скорее свойственны керамике, яркие контрастные цветовые сочетания — пластмассе, блестящие пряжки, многочисленные заклепки и замочки — металлопластике.

Все дополнительные материалы используйте в меру. Они не должны оказаться чужеродными. Так, например, распространенные в последнее время яркие пряжки на обуви и сумках способны полностью разрушить общую композицию.

Не бойтесь разрабатывать простые модели. Красиво уложенная складка, сочетание фактур и близких мягких оттенков правомернее мелкого декора. И все же мы предлагаем вам различные варианты. А ваше дело — выбрать и использовать наиболее приемлемые.

Важна и чисто техническая сторона. Сначала необходимо освоить все приемы обработки.

Шитье кожи

Если у вас нет швейной машины и вы надеетесь только на свои руки, обязательно обзаведитесь тонкими и по возможности короткими иглами для мягкой кожи, а для жесткой и более толстой — специальными гранено-швейными иглами с острием трехгранного сечения.

Они еще называются шорными, потому что использовались при соединении кожаных деталей конской упряжи.

Благодаря трехгранному сечению игла как бы прорубает своими острыми гранями отверстие и входит в кожу легче, чем обычная.

Если сшивать кожу по заранее намеченным и проколотым шилом отверстиям, удобнее пользоваться иголкой с затупленным концом. Для этого кончик иглы надо осторожно обломить и обработать ее на точильном бруске.

Тогда вы не собьетесь с намеченных отверстий и не проколете нечаянно новые.

В этой ситуации пригодится и такой вспомогательный инструмент, как использованная игла от шприца. Она вставляется в отверстие с одной стороны, а швейная игла с другой упирается своим кончиком в скос иглы шприца и выдавливает ее сквозь отверстие, легко протаскивая нитку (рис. 5).

Это нехитрое приспособление, предложенное уфимцем О. Соловьевым, облегчает прокладку шва в труднодоступных местах.

Когда вам придется сшивать детали, доступ к шву которых с изнанки затруднен, пригодится самодельная ручная игла, сделанная из машинной. Достаточно снабдить ее ручкой из дерева или из полоски оргстекла.

Полезна такая игла и когда внутри изделия мало места и трудно бывает развернуть обычную иглу, чтобы вколоть в обратном направлении. В любом случае шить машинной иглой с рукояткой быстрее.

Работают ею двумя способами: можно полностью имитировать машинный шов, каждый раз продевая в петлю, образованную на поверхности движущейся обратно иглой, вторую крепкую нитку (рис. 6).

А можно шить и одной нитью, прокладывая красивый тамбурный шов (рис. 7) который, однако, менее надежен: если нить в одном месте перетрется, он полностью распустится.

Такую иглу-шило можно сделать самим, а можно приобрести усовершенствованный вариант (рис. 8).

При ручном шитье не обойтись без наперстка, лучше металлического. Постарайтесь подобрать его размер так, чтобы он надежно, но не туго сидел на среднем пальце правой руки.

Часто применяют двуигольное шитье (рис. 9).

Отверстия в коже прокалывают острым шилом или пробойником. Сшивать детали можно различными нитками, шнурками натуральных или синтетических волокон, шнурками из кожи.

Большое внимание следует уделить разметке отверстий, потому что без нее шов будет выглядеть неаккуратно.

Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой, кожи (рис. 10).

Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1—1,3 см, другая шириной 3—4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь.

Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2—3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис. 10, а).

А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 10,б).

Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура.

При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис. 10,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви кожаных или меховых сапог-торбасов.

Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью.

Но если кожа достаточно тонкая и мягкая, она неплохо шьется и на обычной бытовой швейной машине. Для соединения более толстых кусков кожи встык можно использовать швейную машину, выполняющую шов «зигзаг».

Мечта домашних умельцев, работающих с кожей, — старинная швейная машина с качающимся челноком (он имеет продолговатую форму и похож на пулю). Благодаря особой конструкции такая машина без труда прошивает даже толстую кожу.

Облегчает работу и подходящая машинная игла.

Если обычная игла для ткани просто раздвигает ее волокна своим острием, то игла для кожи должна прорубать ее. Ведь составляющие кожу волокна коллагена очень тонкие и плотно переплетены, раздвинуть их ни одна игла не в состоянии.

Поэтому кончик иглы для кожи плоский и заточен наподобие стамески.

Подобные иглы для бытовых машин выпускаются за рубежом. Но в продаже у нас таких игл практически не бывает, поэтому придется обходиться обычной иглой, самой тонкой, в какую можно вдеть нитку.

Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани.

Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее.

Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении.

Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

При шитье на швейной машинке мы рекомендуем использовать иглы № 95—120, но лучше — № 95 (для джинсовой ткани).

Нитки для сшивания кожи нужны тонкие, прочные и упругие. Первое, что приходит в голову, — использовать современные очень крепкие капроновые нитки или бесцветную синтетическую мононить.

Но как раз они наименее подходящие, потому что слишком прочны и малоэластичны. Поэтому при нагрузке на шов кожа будет растягиваться сильнее, чем нитки. В результате сверхпрочные нитки станут ее постепенно прорезать.

Шов останется целым, а вот сшитая им кожа может скоро порваться. Поэтому лучше подходят суровые хлопчатобумажные или льняные нитки. Годится и крученый шелк.

Для шитья подбирайте только мягкую кожу. Толстую кожу невозможно прострочить, это скажется на качестве шва и быстро испортит швейную машинку. Мы исходим из того, что у вас нет специализированных машин и приспособлений для кожи.

Наши модели можно выполнить и в домашних условиях. Если при шитье бахтармяная сторона кожи плохо скользит, можно подложить снизу тонкую бумагу, которая затем легко удаляется.

Чтобы верхняя деталь не сильно растягивалась при шитье, ее следует приклеить к нижней резиновым клеем.

Шов в разворот (рис. 11,а).

Детали со сшерфованными со стороны бахтармы краями скрепляют лицом к лицу. Отстрочите шов, разверните и удалите остатки резинового клея. С изнанки шов слегка простучите деревянным молотком.

Затем со стороны бахтармы на припуски шва нанесите клей «Момент» и придавите их к основной детали.

Шов можно упрочить, если приклеить с изнанки тесьму и отстрочить ее с лица вдоль шва с двух сторон (рис. 11,б). Для украшения шва в разворот применяют кант, который прокладывают между соединяемыми деталями (рис. 11,в).

Выворотный шов (рис. 12).

Соединяемые детали складываются лицевыми сторонами и стачиваются по краю. После выворачивания на лицо делают вторую строчку на 4 мм и более от края.

Шов встык (рис. 13).

Его часто используют для мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Такие мозаики могут состоять из геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности.

В этой работе важно движение форм от малого к большему и развитие цвета от светлого к темному (рис. 14).

Читайте также  Выделка кож

Полотна можно набирать из кусочков неправильной формы. Они могут располагаться хаотично, а могут быть связанными цветом или фактурой кожи (рис. 15).

Детали кладут встык на тесьму (края смазаны клеем) и прокладывают строчку крупным швом «зигзаг».

Шов внахлест (рис. 16).

Его используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Сшерфовывать края не обязательно.

На выкроенной матерчатой или флизелиновой основе разложите лоскутки кожи так, чтобы верхние находили на нижние на 0,5—1 см. Приклейте их резиновым клеем и начинайте пристрачивать к подкладке, двигаясь снизу вверх.

Используйте обыкновенную строчку или шов «зигзаг».

Перфорация и оплетка

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи. В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше их делать пробойниками.

Пробивание отверстий называют перфорацией.

Углы изделия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отверстий по линейке или циркулем-измерителем. Для точной разметки длинных изделий, например поясов, лучший инструмент — долото.

Если вы скрепляете две детали оплеткой, то помимо скругления углов утончите край ножом. Особенно это рекомендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия изнанкой внутрь и начинайте оплетку.

Концы ее спрячьте между деталями, предварительно смазав клеем.

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо).

Секрет простой: надо резать лоскут по спирали.

Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу.

На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток — от руки, а дальше — скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной линии (рис. 17).

Новая линия всегда будет отстоять от предыдущей на величину радиуса вашей ручки плюс радиус спицы. Учитывая это, можно легко изменять ширину получаемой полоски: она тем шире, чем толще ручка.

А толщину ручки легко варьировать, наматывая на нее бумагу. Середина кожаного лоскутка в дело не идет: кривизна вырезанной полоски будет здесь слишком велика. Теперь прорежьте ножницами линию спирали.

Полученную кожаную полоску, пока довольно неровную, намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку.

Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размером 100 х 60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.

Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).

Оплеточная лента часто рвется, поэтому важно незаметно и прочно срастить концы. Оба ремешка расположите на ровной гладкой доске и сшерфуйте концы, т.е. утончите кожу на 13—15 мм один с лицевой стороны, другой — с изнаночной (бахтармы). Нанесите на концы клей и крепко сожмите.

Для того чтобы лента стала менее ломкой, протрите ее воском.

Для оплетки подбирайте прочную кожу, ведь ее основная функция — крепко соединять детали. Умело подобранная оплетка может одновременно необычно украсить ваше изделие.

Обязательно продумайте цветовое сочетание оплетки и основного материала, ее ширину и расстояние между отверстиями и краем. Наиболее простая оплетка — в край (рис. 18).

Она просто исполняется и крепко соединяет детали. Крупная оплетка из толстой кожи может украсить любую сумку или пояс. Длина оплеточной ленты должна быть в 3 раза больше оплетаемого края. На рисунке 19 представлены оплетки с различной шириной ремешка.

Элегантную венецианскую оплетку выполните из очень мягкой и тонкой кожи. Размер отверстий подберите в 2—3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложится в мягкие красивые складки.

В угловые отверстия вводите ремешок 2—3 раза. Перекрещивающаяся оплетка не только украсит изделие, но и придаст соединению прочность. Эффектно смотрится оплетка, выполненная в 2 этапа (рис. 19).

Немного сложнее выполняется оплетка из 2 ремешков (рис. 20).

Для узловых оплеток длина ремешка должна превышать длину изделия в 5—6 раз (рис. 21, 22).

 

 

Можно оплести край «елочкой» (рис. 23).

 

Из 2 ремешков можно сделать сложную оплетку (рис. 24).

Старайтесь не путать ремешки. Это совсем несложно сделать, если для оплетки вырезать ремешки разных цветов.

Ускорить работу позволит самодельная игла из упругой стальной полоски (рис. 25), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.

Как вам поделка?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: