- Шитье кожи
- Перфорация и оплетка
- Соединение двух деталей из кожи
- Способы декоративной обработки кожи
- Плетенки из кожи
- Плетеные косички из кожи
- Северная вышивка по коже
- Украшения из кожи в обтяжку
- Термическая и влагообработка кожи
- Жмурка (драпировка кожи)
- Тиснение, гравировка, штамповка кожи
- Резьба по коже
- Интарсия на коже
- Золочение кожи
- Батик на коже
- Цветы из кожи
- Отделочные операции по коже
- Аппликация из кожи
- Видео по теме
Наверняка, берясь за работу с кожей, вы хотите, чтобы ваше изделие было удобно, его конструкция была бы безупречна и функционально пригодна. Именно сочетание всех этих качеств оправдает те силы и фантазию, которые вы к нему приложите.
Ручная работа выполняется кропотливо и аккуратно. И если вы доведете ее до завершения, то полностью оправдаете свой труд. Используя специфические свойства и качества кожи, можно создать любую композицию.
Основные свойства кожи — мягкость и пластичность, естественные цвета, множество оттенков, способность растягиваться и изгибаться.
Эти ее особенности должны отразиться в выборе композиции и формы. Неопытные начинающие мастера часто пытаются переносить способы обработки одних материалов на другие.
Так, розочки и букетики скорее свойственны керамике, яркие контрастные цветовые сочетания — пластмассе, блестящие пряжки, многочисленные заклепки и замочки — металлопластике.
Все дополнительные материалы используйте в меру. Они не должны оказаться чужеродными. Так, например, распространенные в последнее время яркие пряжки на обуви и сумках способны полностью разрушить общую композицию.
Не бойтесь разрабатывать простые модели. Красиво уложенная складка, сочетание фактур и близких мягких оттенков правомернее мелкого декора. И все же мы предлагаем вам различные варианты. А ваше дело — выбрать и использовать наиболее приемлемые.
Важна и чисто техническая сторона. Сначала необходимо освоить все приемы обработки.
Шитье кожи
Если у вас нет швейной машины и вы надеетесь только на свои руки, обязательно обзаведитесь тонкими и по возможности короткими иглами для мягкой кожи, а для жесткой и более толстой — специальными гранено-швейными иглами с острием трехгранного сечения.
Они еще называются шорными, потому что использовались при соединении кожаных деталей конской упряжи.
Благодаря трехгранному сечению игла как бы прорубает своими острыми гранями отверстие и входит в кожу легче, чем обычная.
Если сшивать кожу по заранее намеченным и проколотым шилом отверстиям, удобнее пользоваться иголкой с затупленным концом. Для этого кончик иглы надо осторожно обломить и обработать ее на точильном бруске.
Тогда вы не собьетесь с намеченных отверстий и не проколете нечаянно новые.
В этой ситуации пригодится и такой вспомогательный инструмент, как использованная игла от шприца. Она вставляется в отверстие с одной стороны, а швейная игла с другой упирается своим кончиком в скос иглы шприца и выдавливает ее сквозь отверстие, легко протаскивая нитку (рис. 5).
Это нехитрое приспособление, предложенное уфимцем О. Соловьевым, облегчает прокладку шва в труднодоступных местах.
Когда вам придется сшивать детали, доступ к шву которых с изнанки затруднен, пригодится самодельная ручная игла, сделанная из машинной. Достаточно снабдить ее ручкой из дерева или из полоски оргстекла.
Полезна такая игла и когда внутри изделия мало места и трудно бывает развернуть обычную иглу, чтобы вколоть в обратном направлении. В любом случае шить машинной иглой с рукояткой быстрее.
Работают ею двумя способами: можно полностью имитировать машинный шов, каждый раз продевая в петлю, образованную на поверхности движущейся обратно иглой, вторую крепкую нитку (рис. 6).
А можно шить и одной нитью, прокладывая красивый тамбурный шов (рис. 7) который, однако, менее надежен: если нить в одном месте перетрется, он полностью распустится.
Такую иглу-шило можно сделать самим, а можно приобрести усовершенствованный вариант (рис. 8).
При ручном шитье не обойтись без наперстка, лучше металлического. Постарайтесь подобрать его размер так, чтобы он надежно, но не туго сидел на среднем пальце правой руки.
Часто применяют двуигольное шитье (рис. 9).
Отверстия в коже прокалывают острым шилом или пробойником. Сшивать детали можно различными нитками, шнурками натуральных или синтетических волокон, шнурками из кожи.
Большое внимание следует уделить разметке отверстий, потому что без нее шов будет выглядеть неаккуратно.
Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой, кожи (рис. 10).
Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1—1,3 см, другая шириной 3—4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь.
Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2—3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис. 10, а).
А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 10,б).
Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура.
При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис. 10,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.
Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви кожаных или меховых сапог-торбасов.
Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью.
Но если кожа достаточно тонкая и мягкая, она неплохо шьется и на обычной бытовой швейной машине. Для соединения более толстых кусков кожи встык можно использовать швейную машину, выполняющую шов «зигзаг».
Мечта домашних умельцев, работающих с кожей, — старинная швейная машина с качающимся челноком (он имеет продолговатую форму и похож на пулю). Благодаря особой конструкции такая машина без труда прошивает даже толстую кожу.
Облегчает работу и подходящая машинная игла.
Если обычная игла для ткани просто раздвигает ее волокна своим острием, то игла для кожи должна прорубать ее. Ведь составляющие кожу волокна коллагена очень тонкие и плотно переплетены, раздвинуть их ни одна игла не в состоянии.
Поэтому кончик иглы для кожи плоский и заточен наподобие стамески.
Подобные иглы для бытовых машин выпускаются за рубежом. Но в продаже у нас таких игл практически не бывает, поэтому придется обходиться обычной иглой, самой тонкой, в какую можно вдеть нитку.
Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани.
Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее.
Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.
В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении.
Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.
Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.
Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.
При шитье на швейной машинке мы рекомендуем использовать иглы № 95—120, но лучше — № 95 (для джинсовой ткани).
Нитки для сшивания кожи нужны тонкие, прочные и упругие. Первое, что приходит в голову, — использовать современные очень крепкие капроновые нитки или бесцветную синтетическую мононить.
Но как раз они наименее подходящие, потому что слишком прочны и малоэластичны. Поэтому при нагрузке на шов кожа будет растягиваться сильнее, чем нитки. В результате сверхпрочные нитки станут ее постепенно прорезать.
Шов останется целым, а вот сшитая им кожа может скоро порваться. Поэтому лучше подходят суровые хлопчатобумажные или льняные нитки. Годится и крученый шелк.
Для шитья подбирайте только мягкую кожу. Толстую кожу невозможно прострочить, это скажется на качестве шва и быстро испортит швейную машинку. Мы исходим из того, что у вас нет специализированных машин и приспособлений для кожи.
Наши модели можно выполнить и в домашних условиях. Если при шитье бахтармяная сторона кожи плохо скользит, можно подложить снизу тонкую бумагу, которая затем легко удаляется.
Чтобы верхняя деталь не сильно растягивалась при шитье, ее следует приклеить к нижней резиновым клеем.
Шов в разворот (рис. 11,а).
Детали со сшерфованными со стороны бахтармы краями скрепляют лицом к лицу. Отстрочите шов, разверните и удалите остатки резинового клея. С изнанки шов слегка простучите деревянным молотком.
Затем со стороны бахтармы на припуски шва нанесите клей «Момент» и придавите их к основной детали.
Шов можно упрочить, если приклеить с изнанки тесьму и отстрочить ее с лица вдоль шва с двух сторон (рис. 11,б). Для украшения шва в разворот применяют кант, который прокладывают между соединяемыми деталями (рис. 11,в).
Выворотный шов (рис. 12).
Соединяемые детали складываются лицевыми сторонами и стачиваются по краю. После выворачивания на лицо делают вторую строчку на 4 мм и более от края.
Шов встык (рис. 13).
Его часто используют для мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Такие мозаики могут состоять из геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности.
В этой работе важно движение форм от малого к большему и развитие цвета от светлого к темному (рис. 14).
Полотна можно набирать из кусочков неправильной формы. Они могут располагаться хаотично, а могут быть связанными цветом или фактурой кожи (рис. 15).
Детали кладут встык на тесьму (края смазаны клеем) и прокладывают строчку крупным швом «зигзаг».
Шов внахлест (рис. 16).
Его используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Сшерфовывать края не обязательно.
На выкроенной матерчатой или флизелиновой основе разложите лоскутки кожи так, чтобы верхние находили на нижние на 0,5—1 см. Приклейте их резиновым клеем и начинайте пристрачивать к подкладке, двигаясь снизу вверх.
Используйте обыкновенную строчку или шов «зигзаг».
Перфорация и оплетка
Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи. В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше их делать пробойниками.
Пробивание отверстий называют перфорацией.
Углы изделия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отверстий по линейке или циркулем-измерителем. Для точной разметки длинных изделий, например поясов, лучший инструмент — долото.
Если вы скрепляете две детали оплеткой, то помимо скругления углов утончите край ножом. Особенно это рекомендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия изнанкой внутрь и начинайте оплетку.
Концы ее спрячьте между деталями, предварительно смазав клеем.
Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо).
Секрет простой: надо резать лоскут по спирали.
Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу.
На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток — от руки, а дальше — скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной линии (рис. 17).
Новая линия всегда будет отстоять от предыдущей на величину радиуса вашей ручки плюс радиус спицы. Учитывая это, можно легко изменять ширину получаемой полоски: она тем шире, чем толще ручка.
А толщину ручки легко варьировать, наматывая на нее бумагу. Середина кожаного лоскутка в дело не идет: кривизна вырезанной полоски будет здесь слишком велика. Теперь прорежьте ножницами линию спирали.
Полученную кожаную полоску, пока довольно неровную, намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку.
Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размером 100 х 60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.
Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).
Оплеточная лента часто рвется, поэтому важно незаметно и прочно срастить концы. Оба ремешка расположите на ровной гладкой доске и сшерфуйте концы, т.е. утончите кожу на 13—15 мм один с лицевой стороны, другой — с изнаночной (бахтармы). Нанесите на концы клей и крепко сожмите.
Для того чтобы лента стала менее ломкой, протрите ее воском.
Для оплетки подбирайте прочную кожу, ведь ее основная функция — крепко соединять детали. Умело подобранная оплетка может одновременно необычно украсить ваше изделие.
Обязательно продумайте цветовое сочетание оплетки и основного материала, ее ширину и расстояние между отверстиями и краем. Наиболее простая оплетка — в край (рис. 18).
Она просто исполняется и крепко соединяет детали. Крупная оплетка из толстой кожи может украсить любую сумку или пояс. Длина оплеточной ленты должна быть в 3 раза больше оплетаемого края. На рисунке 19 представлены оплетки с различной шириной ремешка.
Элегантную венецианскую оплетку выполните из очень мягкой и тонкой кожи. Размер отверстий подберите в 2—3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложится в мягкие красивые складки.
В угловые отверстия вводите ремешок 2—3 раза. Перекрещивающаяся оплетка не только украсит изделие, но и придаст соединению прочность. Эффектно смотрится оплетка, выполненная в 2 этапа (рис. 19).
Немного сложнее выполняется оплетка из 2 ремешков (рис. 20).
Для узловых оплеток длина ремешка должна превышать длину изделия в 5—6 раз (рис. 21, 22).
Можно оплести край «елочкой» (рис. 23).
Из 2 ремешков можно сделать сложную оплетку (рис. 24).
Старайтесь не путать ремешки. Это совсем несложно сделать, если для оплетки вырезать ремешки разных цветов.
Ускорить работу позволит самодельная игла из упругой стальной полоски (рис. 25), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.
Соединение двух деталей из кожи
Вообще соединять детали можно различными способами. У каждой хозяйки найдутся крючки, петельки, замочки, металлические кольца. Кнопки и замочки лучше установить в мастерской.
В бижутерии, например, прочность соединений — не самое важное, поэтому допустимо скрепление клеем без дополнительного сшивания (рис. 26).
Все детали, выполненные из кожи, аккуратно склеиваются с изнаночной стороны. Несложно разрезать петельку от крючка на две равные половинки; это просто и красиво (рис. 27).
Крючки любого размера применяйте в поясах, сумочках, украшениях. Крючок сначала пришейте к кусочку ткани и только потом прикрепите к изделию через прорезь. Мы предлагаем несколько соединений кисточками (рис. 28).
Способы декоративной обработки кожи
Кожа — дорогой и необычайно красивый природный материал. Используйте ее естественные качества и особенности. Хорошо выделанная новая кожа с интересной фактурой сама по себе красива и не нуждается в дополнительных украшениях.
К сожалению, найти достойный материал очень сложно. Большинство материалов, имеющихся в нашем распоряжении, незначительного размера и имеют дефекты. В таких случаях орнамент наиболее оправдан.
Постарайтесь так украсить кожу, чтобы прикрыть ее недостатки и создать единую композицию. Украшения должны подчеркивать характер изделия, придавать ему выразительность.
Не забывайте, что кружевные отверстия, ажурная резьба ослабляют материал, а аппликация, наоборот, придает ему прочность.
С древнейших времен известно множество приемов декоративной обработки кожи: крашение, драпировка, термообработка, формование, тиснение, штамповка, резьба, гравирование, аппликация, вышивка, золочение, серебрение, интарсия, выжигание, батик, украшение плетеными узорами. Можно долго перечислять всевозможные виды. Мы попытаемся рассказать о вышеназванных наиболее полно.
Старая кожаная сумка, прочные еще, но надоевшие своим унылым видом сапожки, потертый старый ремень станут снова нарядными и модными, если приложить к ним немного труда, фантазии и кое-какие простые отделочные материалы.
Например, освежить окраску и спрятать дефекты под простейшей отделкой из шелкового или капронового шнура либо узкой кожаной полоски (рис. 29).
На рисунке 30 показан вариант посложнее, но способ тот же: разметить рисунок карандашом, в нужных местах сделать отверстия шилом или пробойником и проложить по рисунку декоративный шнур, тесьму, прочный упаковочный синтетический шпагат.
Композиция из кругов разного диаметра на рисунке 31 подходит для украшения сумки.
Для декорирования кожаных поделок пригодятся маленькие, совсем уж, казалось бы, бесполезные обрезки кожи, меха, лоскуты ткани, тесьма, узкие ремешки, остатки толстой крученой шерстяной пряжи, цветные хлопчатобумажные и льняные нитки, разноцветные бусины и бисер.
Плетенки из кожи
Любую работу украсит декоративная оплетка внутри изделия. Для того чтобы сделать прорези, вам понадобятся остро наточенные отвертки шириной 3—4,5 мм и прямой нож.
Шахматная оплетка (рис. 32).
Приготовьте три ремешка разного цвета, сделайте прорези ножом, пропустите в них ремешки в шахматном порядке. Концы оплетки всегда приклеиваются к изнаночной стороне основы.
Сделайте отверткой горизонтальные прорези, проденьте в них кожаный ремешок. На основе этой заготовки выполняются разные варианты оплетки (рис. 33, 34).
Продевая ремешки не в каждую прорезь, с разными интервалами, можно получить множество орнаментов (рис. 35).
Для мережки сделайте ножом длинные прорези (3 см) на расстоянии 3—4 мм друг от друга. Каждую вторую полоску скрещивайте с предыдущей. Между ними протягивайте ремешок.
Для узора «елочка» (рис. 36) сделайте три ряда горизонтальных прорезей.
Первый и последний горизонтальные ряды выполните, как указано на рисунке.
Вставьте в прорези полоску. Концы каждый раз вводите с лица в середину и выводите в крайние прорези, не перекрещивая между собой. Из одного ремешка можно выполнить и более сложные узоры.
Скрещивающиеся плетенки (рис. 37, 38) украсят любой переплет.
Плетенка из двух ремешков показана на рисунке 39. Ее можно выполнить и по кругу.
Как вырезать для такой работы длинные ремешки из небольших лоскутков кожи, было уже рассказано. Если подготовленный ремешок недостаточно тонкий, можно попытаться снять излишек со стороны бахтармы острым ножом, положив на кроильную доску. Ножом работать только в направлении от себя!
Продергивать ремешки в прорези удобнее с помощью специальной иглы.
Еще проще изготовить из любого металла плоскую двугранную иглу с продолговатым ушком, куда вставляется кончик ремешка. В конце концов удастся обойтись и ножом с тупым концом, проталкивая им в прорези кончик ремешка, если он не слишком узкий.
Продетый в прорези ремешок лучше не натягивать: пусть его участки, выглядывающие в прорези, будут выпуклыми, и тогда образованный узор получится рельефным.
Продержку лучше делать до окончательного сшивания деталей, тоща концы ремешков, выведенные наизнанку, уйдут в швы и будут там надежно закреплены. В других случаях можно просто приклеить кончики продетых ремешков к изнанке основы.
Для нанесения ровных коротких надрезов мастера используют специальный нож наподобие стамески. Его короткое, остро заточенное лезвие чуть скошено (рис. 40).
Чтобы наносить строго параллельные надрезы, пользуются двумя лезвиями, вставленными в деревянную рукоятку. Задача упрощается, если закрепить два бритвенных лезвия на деревянном брусочке подходящей толщины (рис. 41).
Плетеные косички из кожи
Для ремешков выберите мягкую эластичную кожу без лохматой бахтармы. В начале разрежьте длинную полоску кожи на несколько ремешков. Если у вас нет куска нужной ширины, вырежьте отдельные ленты и крепко склейте их с одного края.
Простейший узор из трех ремешков плетется как обыкновенная коса (рис. 42).
По этому же принципу сплетите косичку из пяти ремешков (рис. 43).
Можно сплести узор посложнее (рис. 44).
Начните плетение с перекрещивания крайних полос и далее вос- производите узор точно по рисунку. Косичку из четырех полосок (рис. 45) начинайте, наоборот, со скрещивания центральных полос.
Эта строгая оплетка украсит любое изделие для мужчин.
Аналогичное изделие можно выполнить из любого количества полос (рис. 46).
Из таких косичек можно сделать цельный плетеный пояс, ручки для сумок, ремешки и многое другое. Для «афганки» (рис. 47) годится только мягкая кожа без бахтармы.
Два длинных тонких ремешка рассеките прорезями.
При ширине ремешка 1 см прорези и расстояние между ними будут равны 5 мм. Для завершенности декоративного оформления можно сплести узел даже из одного ремешка. Последовательность выполнения работы указана на рисунке 48.
Не перепугайте последовательность операций.
Северная вышивка по коже
В вышивке по коже северные мастерицы изобрели совершенно неизвестные где-либо еще приемы. Дело в том, что их излюбленный материал для рукоделия — подшейный волос оленя — красивый, блестящий и необыкновенно длинный.
Но, к сожалению, его нельзя просто вдеть в иглу и вышивать, т.к. олений волос ломкий.
Поэтому народные мастерицы придумали накладные швы из пучков подшейного волоса.
Пучок из 25— 30 волос, тщательно выровненный, прихватывается к основе тонкими цветными нитками. Существует много особых швов, образующих красивые рельефные орнаменты в виде жгутов, косичек, зигзагов, цепочек (рис. 49).
Накладные швы с успехом применяют и с доступными нам материалами: толстой цветной шерстяной пряжей, шелковыми и синтетическими шнурами. Это не обязательно прямые линии, кайма.
Таким швом могут быть образованы геометрические орнаменты, завитки. Хорош он и для оформления розеток.
Очень интересен комбинированный шов, сочетающий технику продержки и вышивки. Обычно он выполняется на темной коже.
В попарные короткие надрезы пропускается кожаная полоска, а сквозь ее свободно лежащие наружные участки продевается олений волос (что мешает использовать для этого шерстяную пряжу, шелк, синтетику?). Несмотря на простоту приема, удается получить большое разнообразие орнаментов (рис. 50).
Нетрудно составлять квадраты, многоугольники и более сложные геометрические фигуры.
Некоторые северные орнаменты выложены из узких ремешков мягкой тонкой кожи. Полукружья, волнистые линии, геометрические орнаменты образованы ремешками, пришитыми к основе продольными стежками контрастного цвета (рис. 51).
Ровные стежки, идущие точно посередине ремешка, создают дополнительный декоративный эффект.
Украшения из кожи в обтяжку
Обычно оплетка требует длительного времени, поэтому в бижутерии чаще применяют обтяжку (рис. 52). Все украшения на основе обтягивают кожей с обеих сторон. Мягкая кожа лучше тянется и более пластична, она незаменима для обтягивания заготовок со скругленными краями.
Основу вырежьте из картона или пластмассы.
Для тонких изящных деталей, например, подвесок или колье, постарайтесь подобрать металлическую форму. Подготовьте основу, положите детали из кожи, обязательно учитывая припуски на подгибку.
Для серег достаточно припуска в 5—6 мм. Для крупной бижутерии (браслеты) оставляйте на припуски не менее 1 см. Изделие всегда выиграет, если к основе вы прикрепите поролон.
Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки выкраивайте детали без учета припуска. Припуски всегда сшерфовывайте и подравнивайте. Благодаря этому место соединения станет совсем незаметно.
По краю можете приклеить тонкую полоску.
Соединение двух обтянутых основ придает украшению прочность. По краю прикрепите кант. Для ровной обтяжки углов и деталей с округлыми краями рассеките припуски или вырежьте треугольнички.
Иногда обтяжку начинают с изнанки. Лицевую сторону закрывают декором.
Термическая и влагообработка кожи
Кожа прекрасно деформируется под воздействием воды и тепла. Если в вашем изделии задуманы выпуклые участки, используйте формование. Заготовьте деревянную болванку по форме предмета.
Можете ее заменить похожей по очертанию твердой вещью чуть большего размера, чем изделие. Края болванки скруглите, чтобы не испортить изделие. Кожу аккуратно увлажните с внутренней стороны.
Форму многократно вталкивайте в изделие, пока оно не растянется (рис. 53,а). Удивительные изделия вы можете создать из, казалось бы, ни на что не пригодной жесткой кожи. Выполните заготовку оригинальной формы с несколькими прорезями.
Изделие сильно намочите и согните руками в разные стороны (рис. 53,б). После высыхания изделие сохранит новую форму.
Толстая и жесткая кожа легко поддается термообработке.
Простейший вариант — «жареные пуговицы». Вырежьте крупными пробойниками несколько кружков различного диаметра, расположите их на нагретой (чугунной) сковородке или плитке. Когда сковородка раскалится, уменьшите газ.
Постепенно кружок равномерно выгнется вверх и примет полусферическую форму (рис. 53,в).
Старайтесь не пережарить кожу. Если же края «пуговиц» потемнели или обуглились, сточите их стамеской или наждачной бумагой. С помощью этого эффекта можно создавать различные орнаменты.
Поэкспериментируйте, но учтите, что при термообработке кожа стремится принять круглую форму. Светлая кожа сильно обугливается, особенно юфть, но это качество можно использовать в декоре.
Неповторим такой декор в сочетании с выжиганием.
Лакированная кожа выгибается быстрее обычной, но ее края часто желтеют или собираются в гармошку. Выпуклые детали набейте наполнителем.
Для этого используйте целлюлозные ячейки из-под яиц, разрежьте их на кусочки и поместите в деталь, залейте клеем «Момент». Так постепенно заполните «пуговицы» до самого верха.
С помощью термообработки вы можете сделать браслеты, подставки, тарелочки.
Для браслета вырежьте кожаную полоску, скруглите и поджарьте края. Сомкните заготовку в кольцо и закрепите резиночкой (рис. 53,г). Поместите будущий браслет ребром на сковородку и обжарьте с двух сторон.
Обугливание используйте в декоре. Можно сделать браслет в форме змейки. Скрутите узкую длинную полоску из толстой кожи по спирали, закрепите резиночкой, поджарьте.
Жмурка (драпировка кожи)
Мягкая кожа очень пластична и легко драпируется в складки. Плавная драпировка украсит любое изделие. Сожмурить кожу нетрудно с помощью пинцета и шила (рис. 54).
Лопаточка из маникюрного набора продавит углубляемые участки, не повредив поверхности. Сначала попробуйте сожмурить кожу на газете или на листе бумаги. Только когда вы придадите коже нужную форму, приклеивайте декор к основе.
Лучший клей для драпировки — «Момент».
Можно собрать сложный декор из нескольких деталей. Сначала сшерфуйте и подгоните края. После этого выполните жмурку по рисунку. Если вы импровизируете на готовой основе, то постепенно подгибайте края, не намазывая клеем всю поверхность, иначе кожа обязательно испачкается.
Чтобы жмурка прочно приклеилась, нужно в местах склейки снять верхнюю часть основы или поскрести по ней острым ножом.
В украшениях всегда подгибайте края внутрь, иначе декор быстро отлетит. С помощью клея и инструментов можно создать любую форму: складки, завитушки (рис. 55), листочки, лепестки (рис. 56) и многое другое.
Для того чтобы сделать кант, приготовьте тонкую длинную полоску. Начинайте ее сворачивать на клей в трубочку. Когда вы смастерите кант нужной толщины, обрежьте его ножом. При креплении срез канта всегда должен оставаться невидимым.
Попробуйте свернуть кант по спирали. Вы получите ажурные завитки различных форм. Из маленьких кусочков придумайте листочки. Для листочков вырежьте заготовку, подгоните края и пинцетом придайте ей форму.
Сначала защипните центральную линию, от нее обозначьте прожилки. Постарайтесь передать движение настоящих живых листьев. Розочку можно сделать из толстого мягкого канта или тонкой полосочки.
Не склеивайте ее сразу пополам. Сначала выполните серединку цветка. Плотно склейте кожицу в несколько оборотов. Затем выполняйте расходящиеся лепестки. Прикрепите нижние участки полоски так, чтобы образовались мягкие волны.
Чуть сожмуривайте и изгибайте кожу, одновременно приклеивая ее вокруг венчика. Ваша розочка будет неотличима от настоящей.
Красивая жмурка может заменить любой декор. Чаще применяйте драпировку различных цветов в браслетах и заколках. В мелкой бижутерии достаточно только подогнуть и приклеить декор. В поясах и сумках драпировка обязательно пристрачивается.
Тиснение, гравировка, штамповка кожи
Рельефная обработка может выполняться несколькими способами: тиснением, гравировкой, штамповкой. Тиснение и гравировка — сложные операции, для их выполнения требуются серьезная подготовка и опыт.
Эти виды обработки кожи издавна использовались в кожевенном производстве и очень ценились. С их помощью отделывали переплеты, шкатулки, различные украшения, сумки, футляры и многое другое.
Из-за трудоемкой работы и прочности готового изделия такие предметы были очень дороги. Прекрасные образцы тисненых и гравированных предметов вы можете увидеть в творчестве британских, прибалтийских мастеров.
Сейчас редко встречаются оригинальные художественные произведения, все эти операции выполняют машины. Если вы решили серьезно заняться именно этим видом обработки кожи, обязательно посмотрите каталоги с изделиями прибалтийских художников.
Именно они сохраняют и развивают традиции кожаных переплетов. Изучите книги с репродукциями работ древних мастеров.
Несколько слов хочется сказать о выборе кожи. В современных условиях трудно подобрать необходимый материал.
Поэтому можете использовать юфть и кожаные стельки. Но для выполнения действительно художественных работ постарайтесь серьезно отнестись к выбору кожи. От этого зависит долговечность и качество вашей работы. Для тиснения лучше использовать кожи толщиной 0,8—1,2 мм.
Для гравировки пунктиром и штампования пригодна кожа 1,5 и 3—4 мм.
Лучший материал — телячья кожа. Она имеет красивый внешний вид и требует минимального декора. Для изготовления поясов, женских сумок, альбомов, переплетов, футляров пригодна коровья кожа толщиной 2,5—4 мм.
Прочная и сравнительно недорогая овечья кожа толщиной 1,2—2 мм хороша для мелкой ручной обработки.
Лучшее приспособление для работы — гравировальный нож (рис. 57,а). Острым концом продавливайте рельеф, тупым углубляйте и скашивайте края. С помощью гравировального пунктира или шила затонируйте фон (рис. 57,б).
Эти же операции вы можете выполнить с помощью узких шерфовальных ножей, скальпеля, поворотного ножа (рис. 57,в). Используйте предметы маникюрного набора, шило.
Перед обработкой специально подготовьте кожу. Легкую тонкую кожу увлажните со стороны бахтармы губкой. Тяжелую толстую кожу сначала тщательно вычистите, детали опустите на 1—2 минуты в воду. Затем разложите кожу на гладкой поверхности мраморной плитки. Мокрую толстую кожу на ночь заверните в бумагу, это придаст ей мягкости.
Орнамент сначала прорисуйте на бумаге.
Переведите рисунок на кальку, прикрепите ее клейкой лентой или скрепкой к заготовке и осторожно подавите острым инструментом на кожу. Недопустимо использование копировальной бумаги и повторное проведение по линиям на кальке.
Традиционное плоское тиснение бывает контурным и рельефным.
При контурном тиснении видимый на коже рисунок углубляйте острым концом гравировального инструмента до тех пор, пока рисунок не проявится слегка со стороны бахтармы. Если кожа высохнет, опять ее увлажните.
Рельефное тиснение продолжает контурное. Скосите и придавите кожу вокруг контуров ложкообразным концом инструмента. Вы можете выполнить тиснение штампами. Их несложно изготовить самим.
Вам потребуются обыкновенные гвозди. Из шляпок выпилите различные штампы (рис. 58). Перед тиснением штампами также увлажните кожу. Поставьте штампы в вертикальное положение и получите оттиск.
Проще выполнить выпуклый орнамент. Мы предлагаем вам несколько вариантов (рис. 59).
В первом случае заготовку с узором уложите на ладонь бахтармой вверх. Вдавливайте рельеф пальцами постепенно, пока кожа не растянется. Рельеф со стороны бахтармы смажьте ПВА. Углубления заполните ватой.
Для второго варианта вам потребуются рельефные заготовки из картона или пластмассы. Кожу (лучше всего юфть) размочите в горячей воде и расправьте на рельефе. Рельеф обожмите лопаточкой, начиная с выемок.
Когда изделие высохнет, сшерфуйте края на 6 мм и повторите весь процесс, предварительно смазав изнанку клеем. Оставьте изделие сохнуть на сутки.
Для получения рельефа на толстой коже используйте деревянную подставку или толстый линолеум. В них сделайте углубления по узору рельефа. Обе стороны кожи слегка смочите клеевой водой (слабый раствор ПВА) и положите на подставку лицевой стороной вниз.
Рельеф поколачивайте молотком, затем с изнанки вдавливайте узор вокруг рельефа. После этого работу переверните, оставьте под прессом для просушки.
Если вы выбрали гравировку как способ отделки — начните с тщательной проработки цветного эскиза. Перенесите узор на кальку, а с нее — на увлажненную кожу. Вырежьте линии на треть толщины. Постепенно смачивая кожу водой, начните расширять линии.
Сгладьте острые углы и высушите изделие. С помощью синтетических анилиновых красителей, акварели, чернил окрасьте некоторые участки. Попробуйте обработать поверхность тональным кремом. С помощью рейсфедера заполните красителем канавки.
Резьба по коже
На тяжелой коровьей коже выигрышнее выглядит резьба. Для резьбы приготовьте поворотный нож. Правильное положение поворотного ножа во время работы показано на рисунке 60. Переведите рисунок на кожу, прорежьте линии и углубите их.
Обычно кожу прорезают в половину толщины. Линии надрезов не должны пересекаться! Резьбу начинайте с линий рамки (если таковая имеется). Поворотный нож двигайте только по направлению к себе.
Нож должен плавно, без задержек врезаться в кожу.
Прямые линии лучше исполнить с помощью направляющего устройства. По линиям надрезов несколько раз проведите любой палочкой с тупым концом. Некоторые участки можете затушевать штампами. Интересно отделать изделие «под старину».
Для этого подчеркните контраст между темной углубленной и светлой выпуклой поверхностями. Разведите краситель и нанесите кисточкой на изделие.
Как вам поделка?