Плетение из лозы
Не всегда удается украсить жилище вещами, выдержанными в одном и том же стиле, даже если для этого есть деньги. Ведь и в дорогих вещах порой что-то не устраивает.
А если еще и не хватает денег, то тем более следует попробовать научиться что-то делать своими руками. Согласитесь, что вещь, сделанную одним человеком, может сделать и другой. Наверное, это не касается настоящих шедевров, но простую, добротную, красивую и, прежде всего, нужную корзинку, оплетку под бутылку, полку, вазу или тарелку может сплести каждый. А если вы держите в руках нашу книгу, то можно сказать, что вы захотели научиться чему-то новому и сделать окружающий мир немного красивее.
Но прежде чем начать плести, наберитесь терпения и прочитайте несколько глав этой книги. Подготовьте материал для работы, свое рабочее место и изучите некоторые практические приемы, речь о которых тоже пойдет в этой книге. Постепенно, переходя от одного изделия к другому, вы освоите все основные способы плетения, научитесь изготавливать простые вещи, которые обязательно пригодятся в быту и прослужат намного дольше, чем корзины, кашпо, подносы из синтетических материалов, купленные в магазине.
Кроме того, сплетенные вами вещи не только украсят интерьер квартиры, окажутся полезными в хозяйстве, но и будут создавать благоприятный климат в семье, выделяя положительные заряды в энергетическое пространство вашего дома, ведь вы вложите в них свою душу, желание, радость от полученного результата.
На первых порах не все будет получаться или сплетенная вещь будет выглядеть не так, как было задумано. Не стоит огорчаться по этому поводу. Путь к мастерству довольно тернист, но тем, быть может, и более приятен его конец. Так что пробуйте, набирайтесь опыта, совершенствуйтесь! Наша книга, конечно же, не способна заменить острый глаз и верную руку, однако поможет вам избежать ошибок и расскажет о некоторых секретах плетения.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Плетение из лозы до сих пор остается одним из самых популярных рукоделий и у нас в стране, и далеко зарубежом. Мебель из лозы, разнообразные плетеные шкатулки, сосуды, вазы, кашпо не только украшают интерьер квартиры, но и создают атмосферу уюта и умиротворенности.
По предположениям историков и археологов, плести из лозы начали еще в незапамятные времена. Первобытные племена, населявшие берега рек и озер, стали родоначальниками этого ремесла. Именно здесь возникло древнее искусство корзиноплетения, а сами корзинки использовались как в быту, так и для рыболовства. Чуть позже из прутьев стали плести и снасти, которые были намного прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Первые рыболовные сети были сплетены именно из тонкого ивового прута, позднее его заменили различные нити и обрезки кожи.
В Древнем Египте плетеным изделиям отдавалось особое предпочтение. Здесь использовались не только прутья ивы, но и высушенные травы и камыш. Особая технология обработки материала позволяла сохранить плетеные изделия на многие века. Так, например, при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 году были найдены добротные и хорошо сохранившиеся стулья из ивового прута.
Прочный, податливый и гибкий ивовый прут стал использоваться не только в рыболовном деле, но и в строительстве, обустройстве дома, при изготовлении различных орудий труда для сельского хозяйства.
По своим качествам он замечательно подходит для плетения мебели, посуды, корзин, плетней, плотин и запруд, стен и крыш.
С развитием цивилизации изделия из дерева, металла, а позднее и из синтетических материалов вытеснили плетеные вещи и прочно заняли их место.
Но ивовый прут никогда полностью не выходил из моды. Незаменимыми оставались плетеные корзины, а в XIX веке плетение восстановило свои позиции. Теперь в Европе стали популярными детские коляски, плетеная мебель, различные украшения интерьера. Да и само производство в это время из кустарного стало промышленным.
Независимо от роста промышленности в Европе, в российской глубинке по-прежнему оставались крупные центры плетения в Нижегородской, Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской и других губерниях. Самыми искусными считались мастера из Кинешмы, Костромы и Иванова.
Особой популярностью пользовались изделия умельцев князя Д. В. Голицына, который ввел новшество в плетение из лозы. При работе использовались только очищенные прутья ивы, что придавало корзинкам, кашпо, вазам и тарелкам особый вид. Иногда такие прутья окрашивались в разные цвета, и при плетении получалось красочное панно. Позднее такую технику переняли и французские мастера, которые стали не только окрашивать прутья, но и подвергать их золочению и серебрению.
В конце XIX века в России так же, как и в Европе, были открыты школы, где специально обучали обработке материала, азам плетения и изготовления изделий. Такими школами славились Полтава, Киев, Черкассы, Пушкино, Голицыно и др. Иногда обучение строилось на основе английских, швейцарских, французских учебников и дальнейшем совершенствовании навыков на изготовлении модных изделий по отечественным разработкам.
В последнее время ручная работа ценится все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства сделать вещь красивой, добротной и радующей глаз своим внешним видом может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик, создать из него настоящий шедевр способен только Мастер с золотыми руками и верным глазом. В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить. А может, все-таки попробовать самим что-то сделать?