Плетение из камыша и ситника

Плетение «в клеточку»

Это один из самых распространенных и простых видов плетения. Он представляет собой простое переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу.

Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому используется чаще всего в тех участках плетеного изделия, где нет высоких нагрузок, а также при заплетании круглых и овальных донышек плетеных изделий — лотков, хлебниц, корзин, подставок под горячую посуду и т. п.

Конечно, переплести под прямым углом друг к другу, скажем, шесть камышинок с шестью такими же камышинками можно и не имея специальных знаний.

Но у мастеров, постоянно работающих с болотными травами, за многие годы выработались рациональные приемы выполнения даже этого, казалось бы, очень простого плетения.

На стол параллельно друг другу кладут шесть стеблей камыша. Чтобы процесс плетения был более наглядным, берут три зеленых и три белых камышинки (рис. 47а). Сверху стебли прижимают дощечкой и отгибают вверх три зеленые камышинки (рис. 47б).

Затем между лежащими и приподнятыми камышинками кладут поперечную камышинку (рис. 47в). На следующем этапе зеленые камышинки опускают (рис. 47г), а белые поднимают.

Между ними кладут вторую поперечную камышинку (рис. 47д). Белые камышинки опускают (рис. 47е), после чего наступает очередь поднимать зеленые. Плетение в такой последовательности продолжают до тех пор, пока не будут вплетены все шесть поперечных камышинок (рис. 47ж).

Следует заметить, что по такому же принципу работает ткацкий станок.

Так же как зеленые и белые камышинки, поднимаются и опускаются в нем нити так называемой основы после того, как между ними с помощью челнока продевается очередная нить утка.

Поскольку плетение значительно древнее ткачества, то не вызывает сомнения, что этот принцип был позаимствован ткачами у плетельщиков.

Плетение «веревочкой»

Отличается высокой прочностью, поэтому используется в тех изделиях или в их деталях, которые испытывают значительные нагрузки. Известно, что больше всего страдают от механических повреждений ребра и кромки плетеных вещей.

Именно в этих наиболее ответственных местах корзину или сумку обязательно оплетают «веревочкой» в несколько рядов.

Простое плетение также чередуют с «веревочкой», чтобы стенкам изделия придать дополнительную прочность. У тапочек и шлепанцев из камыша «веревочкой» обязательно плетутся подошвы, поскольку именно они испытывают самые большие нагрузки.

Прочность «веревочки» обусловлена тем, что каждый ее жгут в процессе плетения туго перекручивается и перехлестывается таким же туго перекрученным жгутом. Поперечные камышинки, называемые стойками, прочно зажимаются в каждом очередном витке. Происходит надежное сцепление между всеми элементами плетения.

«Веревочка» незаменима также при выполнении ажурного плетения. Выполняется она в следующей последовательности. Камышинку огибают вокруг крайней стойки так, чтобы один конец ее был примерно на 8—10 см длиннее другого (рис. 47з).

Левый конец скручивают против часовой стрелки и подсовывают под соседнюю стойку (рис. 47и). Затем перекручивают другой конец, но уже против часовой стрелки, и пропускают его под третью стойку.

Первый конец снова перекручивают против часовой стрелки и выводят на наружную сторону плетева (рис. 47к). Так продолжают плести до тех пор, пока не кончится более короткий конец.

Его наращивают, перекручивая одновременно вместе с новым (после того как он будет прочно закреплен), конец старого обрезают и продолжают плетение в установленном порядке. Через две-три стойки приходится наращивать и второй конец. Таким образом, благодаря тому что концы жгутов имеют разную длину, наращивать их приходится не одновременно, а следовательно, не снижается и прочность плетения.

Плетение подставок

Подставки, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и удобством. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть, — ведь рогоз и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами.

Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают обычно металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнет с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг покачнется.

Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при бережном к ней отношении не менее 10—15 лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение. Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышинок. Затем берут новую камышину и огибают одну из крайних стоек простого плетева (рис. 48а).

Поочередно оплетают «веревочкой» все 24 свободных конца (называемых стойками), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 48б). Чтобы «веревочка» ложилась по кругу, ее как можно туже стягивают на углах плетева.

Читайте также  Художественная обработка соломы

После того как будет выплетен первый виток «веревочки», второй ряд плести намного проще (рис. 48в).

Если сплетено три-четыре витка «веревочкой», можно перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, количество стоек всегда должно быть нечетным.

В данном случае подставка имеет 24 стойки, распущенные веером по кругу. Для получения нечетного числа можно одну стойку отрезать— тогда их окажется 23, но можно сделать и наоборот — прибавить, тогда их будет 25.

Поступают в зависимости от необходимости: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну из них удалить, а если свободно — прибавить. Обычно они свободно располагаются в тех случаях, когда подставка имеет достаточно большие размеры: чем больше диаметр, тем больше расстояние между стойками.

Чтобы прибавить новую стойку, камышину просовывают рядом со старой стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце.

Вместо него можно использовать шнуровку, с помощью которой шнуруют футбольные и волейбольные мячи. Они продаются в спортивных магазинах. Сделать шило-шнуровку (рис. 48д) не так уж сложно своими руками.

В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остынуть и просекают зубильцем вдоль осевой линии.

Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилями. Готовое шило шлифуют мелкозернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила. Его легко может изготовить из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом.

Вязальную спицу раскаляют посередине и, когда металл остынет, сгибают пополам.

Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только продевают новые стойки, но и заделывают борта различных изделий, сплетенных из болотных трав.

Теперь вернемся к подставке. Все стойки, в том числе и дополнительную, поочередно оплетают, обводя последовательно вокруг каждой из них один виток камышинок за другим. В отличие от плетения «веревочкой» камышинки, оплетающие стойки, не перекручивают.

Их лишь стараются уложить в плетеве достаточно плотными рядами. Для прочности последний виток оплетают «веревочкой». Закончив плетение, приступают к заделке бортов (рис. 48г).

Наиболее простой способ заделки заключается в том, что конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило просовывают вдоль одной из стоек, вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают его в плетево.

Затем шило всовывают вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, оставляя по краям небольшие петли. Причем они могут быть двух видов — прямоугольные и треугольные. Для декоративного оформления края подставки используется либо один из этих видов петель, либо сразу оба.

Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец.

Просунув вдоль стойки шило, вставляют в него заостренный конец и втягивают стойку в плетево, но не до конца, а так, чтобы получился треугольник или прямоугольник (рис. 48е).

Овальную подставку для таганка плетут так же, как и круглую.

Разница лишь в том, что, начиная плести, нужно положить перед собой под прямым углом друг к другу не одинаковое, а разное количество стеблей. Чтобы сплести подставку, у которой ширина была бы в 2 раза меньше длины, количество камышинок, расположенных по вертикали, увеличивают в 2 раза.

Блюдо с ажурными стенками

Донышко для блюда начинают плести так же, как и круглую подставку. Под прямым углом переплетают равное количество стеблей камыша (рис. 49а). Стойки оплетают «веревочкой», затем используют простое плетение, а по краям — снова «веревочку» (рис. 49в). Закончив плетение донышка, добавляют дополнительные стойки, продергивая их в плетево рядом с прежними стойками (рис. 49б).

Затем подбирают круглую банку или коробку, диаметр которой совпадает с донышком. Ее используют в качестве шаблона, к которому донышко привязывают прочными бечевками. Стойки прижимают к стенкам шаблона и оплетают в несколько рядов «веревочкой».

Затем одну половину каждой стойки наклоняют влево, другую вправо.

На уровне пересечения стоек плетут «веревочкой» (рис. 49г). Плетение ведут в определенном ритме: один виток зажимает две перекрещенные стойки, два очередных витка — холостые; затем снова один виток захватывает две очередные стойки, за которым идут два холостых витка.

Таким способом оплетают стенки блюда по всему периметру.

На следующем уровне перекрещенные стойки также переплетают «веревочкой», но только уже не одним, а двумя-тремя рядами. Завершив плетение, приступают к заделке бортов (рис. 49д). Конец каждой стойки аккуратно просовывают в плетево рядом с соседней с помощью шила-шнуровки.

Читайте также  Гадание на травах

Блюдо с ажурными стенками

Оплетка бутылок и стеклянных банок

Нарядная одежка из камыша и ситника не только предохраняет стеклянную посуду от ударов, но и благодаря пористости природного материала служит надежной теплоизоляцией. Вода и квас в оплетенной камышом бутыли остаются долго холодными даже в летнее время.

Камышовое плетево неузнаваемо преображает даже самую заурядную стеклянную банку или бутылку.

Донышки оплеток бутылей и банок выполняются так же, как круглые подставки. Вначале стебли камыша переплетают под прямым углом друг к другу. Плетево оплетается «веревочкой» по кругу до тех пор, пока стойки не разойдутся веером во все стороны (рис. 50а).

Бутыль устанавливают в середину готового донышка и прижимают к ее стенкам все стойки. Чтобы они не падали, их обвязывают бечевкой или же закрепляют резинкой (рис. 50б). При желании к бутыли можно прикрепить не только ручку, но и деревянное горлышко с пробкой.

Ручки можно изготовить двумя способами. При первом способе распаривают ивовый прут, огибают его вокруг горлышка бутыли и как можно туже стягивают бечевкой. Сдвоенный прут сгибают дугой и привязывают концы к тулову бутыли.

Готовую ручку обматывают несколькими слоями камыша или рогоза. Другой способ изготовления ручки заключается в том, что для нее используют древесную ветку с отходящим в сторону сучком (рис. 50е).

Только что срезанная ветка легко согнется в нужную сторону, если с одной ее стороны сделать ножом клиновидные вырезы. Сухую ветку перед гнутьем обязательно размачивают в горячей воде.

Чтобы согнутая ручка сохранила нужную форму, ее стягивают бечевкой и сушат в летнее время на солнце, а зимой в русской печи, духовке или же на батарее. После сушки концы ручки привязывают к бутыли бечевкой или же прочной суровой нитью и обматывают камышом.

Лучше, конечно, для обмотки использовать листья рогоза, отличающиеся более высокой прочностью.

На горлышко бутыли можно надеть деревянный чехольчик, выточенный на токарном станке. В боковой стенке чехольчика прорезают отверстие, в котором размещается верхний конец ручки (рис. 50д, е).

Закончив с ручкой, приступают к оплетке стенок бутыли. Пока бутыль до определенной высоты сохраняет цилиндрическую форму, количество стоек остается неизменным. Но как только цилиндр наверху начнет переходить в конус, часть стоек, через одну или через две (в зависимости от крутизны конуса), срезают ножницами (рис. 50г).

После оплетения нескольких рядов конической поверхности постепенно отрезают и другие лишние стойки.

У самого горлышка бутыли их останется совсем немного (рис. 50ж). После того как ряды плетева будут подведены под самое горлышко, заделывают края с помощью шнуровального шила (рис. 50в). Каждую стойку поочередно вставляют в ушко шила и продергивают рядом с соседней стойкой.

Сверху на горлышко надевают деревянную втулку с пробкой и колпачком. Верхний шип ручки должен плотно войти в специальный вырез, сделанный во втулке. Колпачок вытачивается на токарном станке с таким расчетом, чтобы его ободок свободно входил во втулку.

С внутренней стороны колпачка выбирается углубление, в которое вставляют пробку (из коры пробкового дерева). С наружной стороны колпачка вытачивают бобышку, в которой сверлят сквозное отверстие. В него вставляется шнурок, который также привязывают к втулке (рис. 50з).

Чтобы деревянные части бутыли не боялись влаги, их заранее пропитывают несколько раз горячей олифой.

Декоративные кашпо для цветочных горшков

Декоративные кашпо предназначены для украшения простых керамических (терракотовых) горшков для цветов. В отличие от подставок, блюд и других подобных изделий, в донышках кашпо должны быть специальные отверстия для стока воды. Поэтому донышки цветочного кашпо плетут несколько иначе.

Стволы камыша укладывают на столе в один ряд и переплетают их концы «веревочкой» (рис. 51а). Затем, раздвинув веером камышинки, образуют из «веревочки» замкнутый круг (рис. 51 г).

Чтобы стойки держались в плетеве достаточно надежно, их оплетают по спирали еще двумя-тремя рядами «веревочки» (рис. 51д). Остальные ряды могут быть выполнены простым плетением, и только кромки донца вновь оплетают «веревочкой».

Рядом с каждой старой стойкой продевают с помощью шила по одной дополнительной (рис. 51е). На готовое донышко устанавливают цветочный горшок, который будет использован как шаблон.

Ажурное плетение представляет собой сетку из параллельных или наклонных линий, а также их комбинаций (рис. 51б, в). Способ выполнения ажурного плетения тот же, что был применен для изготовления ажурных стенок декоративного блюда.

Для заделки бортов, кроме уже известных способов, применяют и другие. Наиболее простой из них заключается в том, что каждую стойку последовательно заводят за соседнюю. При этом концы стоек должны оказаться внутри чехла, где их аккуратно обрезают ножницами.

Читайте также  Конь златогривый

Если же хотят, чтобы кромку бортов украсили одинаковые выступы в виде небольших петель, их заделывают с помощью шила-шнуровки и деревянного брускашаблона (рис. 51 ж). Шило просовывают рядом с очередной стойкой, вставляют в ушко конец соседней стойки и продергивают его в плетево. Но чтобы петли, возвышающиеся над кромкой, вышли все одинаковые, перед тем как затянуть петлю, в нее вставляют шаблон.

Чтобы шаблон не царапал поверхность камыша, легко вынимался из петли и к тому же не впитывал в себя влагу, его тщательно шлифуют шкуркой, пропитывают олифой, а затем еще натирают воском или парафином.

Плетение уплотненной кромки

Если необходимо кромки изделий сделать более прочными и жесткими, применяют специальный способ их заделки. Но прежде чем начать заделывать этим способом сплетенные из камыша предметы, следует внимательно изучить приемы плетения на простейшей модели.

У нескольких проводков с разноцветной полихлорвиниловой изоляцией (белой, зеленой и серой) завязывают на конце узлы и вставляют в отверстия, сделанные острым шилом в куске картона.

Расположив их в определенном порядке (рис. 52а), начинают переплетать последовательно все стойки. Серую стойку заводят за белую (рис. 52б), а белую за зеленую (рис. 52в).

Конец серой стойки накладывают на белую (рис. 52г) и обе стойки перекручивают вместе по часовой стрелке так, чтобы серая оказалась внизу (рис. 52д). Теперь третью стойку (зеленую) заводят за четвертую по счету (серую) и, наложив белую на зеленую (рис. 52е), перекручивают вместе по часовой стрелке.

В результате белая оказывается внизу (рис. 52ж).

На следующем этапе серую стойку заводят за белую, сверху накладывают зеленую и тоже перекручивают по часовой стрелке (рис. 52з). Теперь зеленая оказывается внизу (рис. 52и), белую заводят за зеленую (рис. 52к). Дальнейшие операции повторяются в том же порядке.

Плетение двухрядного уплотненного бортика изложено столь подробно лишь потому, что освоить его приемы сразу не так-то просто. Между тем этот вид заделки бортовой кромки используется мастерами довольно часто.

На рис. 52 показано, как выглядит двухрядный бортик на модели и на плетеном изделии из камыша. Следует напомнить, что концы всегда заделываются внутрь готового плетеного изделия, где они аккуратно обрезаются ножницами.

Хлебницы и сухарницы

Донышко изделий, имеющих квадратное или прямоугольное дно, выполняется способом простого переплетения определенного количества камышинок под прямым углом друг к другу. Кроме простого, используется плетение «в шахматку», когда переплетаются не отдельные стволы, а сразу несколько.

Приступая к изготовлению хлебницы или сухарницы с квадратным дном, последовательно переплетают под прямым углом сразу по три ствола камыша (рис. 53а). В качестве шаблона можно использовать картонную коробку или фанерный ящик подходящего размера.

Если таковых не окажется, то шаблон делают из фанеры и дощечек, ориентируясь на размеры донышка (рис. 53б). Плетево прибивается к шаблону мелкими гвоздиками. Укрепив плетево на шаблоне, стойки прижимают к его боковым стенкам и переплетают «веревочкой» в 3—4 ряда.

Ажурные борта хлебницы будут представлять собой сетку из идущих параллельно крученых стоек. Приступая к их плетению, последовательно перекручивают каждую пару расположенных рядом стоек (рис. 53в, е).

Затем на определенном расстоянии от донышка каждую стойку переплетают «веревочкой». Таким же способом плетется и второй ярус ажурных проемов. Заделывают кромку бортов одним из известных способов (рис. 53г), рассмотренных ранее.

Другая хлебница или сухарница имеет прямоугольную форму. Ее донышко получают переплетением полосок, состоящих из двух и трех камышинок (рис.53д). Ажурные проемы на бортах расположены одним ярусом и получены простым скручиванием двух соседних стоек (рис. 53е). Кромку бортов делают двухрядной.

Плетение корзины

Хозяйственная корзина (рис. 54г) примечательна тем, что для ее изготовления используются все известные виды плетения — простое, ажурное и «веревочкой». Ручки же плетутся косичкой.

Дно корзины получают простым переплетением под прямым углом стеблей камыша (рис. 54а). Шаблон представляет собой ящик, сколоченный из дощечек и фанеры. Готовое донышко прижимают к шаблону прямоугольником из оргалита или фанеры.

Такой способ крепления плетева хорош тем, что полностью защищает донышко от случайных повреждений (рис. 54б). Первый и второй ряды боковых стенок корзины переплетают «веревочкой», а затем переходят на простое плетение (рис. 54в).

Чтобы стенки были достаточно прочными, через каждые 5—6 рядов простого плетения они периодически переплетаются «веревочкой».

В верхней части корзины плетут ажурную кайму одним из известных способов, затем кромку борта оплетают «веревочкой» и заделывают. К готовой корзине прикрепляют ручки, сплетенные из трех толстых жгутов.

Используя камыш, окрашенный в яркие цвета анилиновыми красителями, можно сплести не только удобную, надежную, но и нарядную корзинку.

Плетение корзины

Как вам поделка?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: