26.02.2011 Г. И. Перевертень. Обновлено 04.04.15

Паровоз серии С из бумаги

Начат выпуск на Сормовском заводе в 1910 г., строился до 1951 г. включительно. В настоящее время сохранился как памятник. Модель значительно упрощена, многие детали пропущены, использована лишь общая схема построения. Для работы используют черную, синюю, коричневую бумагу и тонкий картон.

Котел можно сделать из черной или синей бумаги. Развертку протягивают по краю линейки, чтобы материал свернулся в рулон, затем сгибают зубчики-клапаны и склеивают цилиндр. Для передней части берут круг, разрезают его по радиусу, стягивают заготовку, чтобы получился конус, основание которого равно 20 мм, склеивают деталь с цилиндром.

Кабину можно сделать из синей или коричневой бумаги. На заготовке проводят горизонтальные линии, на которых находят нужные размеры, и соединяют полученные точки. Потом берут циркуль, делят нижнюю линию средней части пополам, в эту точку ставят ножку циркуля, делают раствор в любой угол прямоугольника, проводят дугу, сверху оставляют Паровоз серии  С из бумагиклапан высотой 5 мм, вырезают деталь. Сгибы лучше делать по линейке. Для крыши берут лист размером 30X45 мм, эта деталь будет перекрывать часть тендера.

Разметку тендера лучше производить по горизонтальным линиям, на них находят нужные размеры, соединяют точки. На линии стыка больших клапанов имеются разрезы. Одна часть имеет циркульную кривую. Чтобы ее разметить, берут циркуль, делают раствор, равный 33 мм, ножку ставят поочередно в левые углы прямоугольников, делают засечки. Из полученной точки проводят дугу, на которой оставляют клапан со стороной 5 мм. Вырезают заготовку и склеивают тендер.

Трубу высотой 15 мм и одну часть надстройки высотой 10 мм делают на карандаше, вторую часть надстройки сгибают и склеивают так, чтобы в сечении получился треугольник. Для подставки используют тонкий картон. По линиям сгиба обязательно проводят концом ножниц, надрезая материал. Деталь делают в виде коробочки вверх дном. Передняя сторона имеет сложную форму, средний поперечный сгиб выполняют в противоположную сторону от остальных. Клапаны на длинных сторонах сгибать не надо, к ним будут приклеены бегунцы (так называют маленькие колеса паровоза). Колеса и бегунцы вырезают из тонкого картона.

Когда подготовлены все детали, производят монтаж. Тендер приклеивают впритык к подставке. Крыша кабины перекрывает часть тендера. После этого монтируют котел, передняя часть которого должна выступать на 5 мм от линии сгиба подставки. Колеса и бегунцы крепят непосредственно к подставке. В заключение выполняют отделку (рис. 91).


МенюL