26.02.2011 Г. И. Перевертень. Обновлено 04.04.15

Паровоз серии Ф из бумаги

Построен в 1899 г., на дорогах встречался до 40-х годов нашего столетия. Локомотив работал на дровах, с собой возил много топлива, имел большую дымовую трубу, экономически был невыгоден. Модель значительно упрощена, многие детали пропущены, использована лишь общая схема построения.

Котел можно сделать из черной, синей или коричневой бумаги. Подготавливают развертку, вырезают зубчики-клапаны, заготовку протягивают по краю линейки, чтобы материал свернулся в рулон, сгибают клапаны, склеивают цилиндр. Для передней стороны котла подготавливают круг, на нем делают радиальный разрез, стягивают заготовку, чтобы получился конус, диаметр основания которого должен быть равен 20 мм. Склеивают цилиндр с конусом.

После этого подготавливают кабину. На полоске размером 50X130 мм проводят горизонтальные линии, на них находят указанные размеры и соединяют полученные точки. Потом берут циркуль, делят нижнюю линию правой части (без учета клапанов)Паровоз серии  Ф из бумаги пополам, в найденную точку ставят ножку и делают раствор в любой угол размеченного прямоугольника, проводят дугу (на рисунке указан ориентировочный размер), оставляют клапан. Таким же способом размечают еще одну часть, вырезают заготовку. Сгибы делают по линейке. Подготавливают квадрат для крыши, склеивают детали.

Тендер делают в виде коробочки с высокими стенками. Для нижней части трубы и надстроек вырезают три детали разного диаметра. Все заготовки протягивают по краю лцнейки, чтобы бумага свернулась, накручивают их на карандаш, смазывают клеем и сжимают. Деталь для трубы чуть стягивают, чтобы диаметр был ориентировочно равен 5—6 мм, детали надстройки, наоборот, расширяют, чтобы диаметр равнялся 9—10 мм. Верхнюю часть трубы делают в виде конуса вершиной вниз. Для этого берут половину бумажного круга, протягивают по краю линейки, чтобы она свернулась, затем конец трубочки обильно смазывают клеем и соединяют обе части.

Подставку делают из тонкого картона в виде коробочки вверх дном. На коротких сторонах развертки имеется по два разреза, на длинных — по одному выступу. Это место для подклейки колес-бегунцов. Остальные колеса вырезают также из тонкого картона.

Монтаж не представляет сложности. На подставке крепят тендер, чтобы стороны совпадали, потом экипажную кабину, котел, на который монтируют трубу и надстройки. Колеса приклеивают непосредственно к надстройке. В заключение производят отделку, на кабине ставят букву «Р» (рис. 89).


МенюL