26.02.2011 Г. И. Перевертень. Обновлено 04.04.15

Паровоз серии Ч из бумаги

Первый четырехосный локомотив, построенный в 1858 г., прослужил до конца 20-х годов текущего столетия. Модель значительно упрощена, изменена конструкция тендера (задней части паровоза, в которой хранится топливо, вода), дана лишь общая схема построения. Это сделано для того, чтобы детям было легче выполнить поделку. Для работы используют бумагу синего, коричневого или черного цвета, тонкий картон.

Котел делают в виде цилиндра. Заготовку размером 75X80 мм протягивают по краю линейки, чтобы бумага свернулась в трубочку, после чего сгибают клапаны в виде зубчиков и склеивают деталь. Для передней стороны котла вырезают круг диаметром 20 мм. Кабину подготавливают из листа размером 50X120 мм. Разметку лучше начинать снизу. Проводят горизонтальные линии, на них находят нужные размеры и соединяют полученные точки. Затем берут циркуль, ставят ножку на середине нижней линии правой части, делают раствор в любой угол и проводят дугу, на которой оставляют квадратный клапан со сторонойПаровоз серии  Ч из бумаги ориентировочно 5 мм (абсолютная точность здесь не нужна). Таким же способом размечают еще одну часть, вырезают заготовку, выполняют сгибы. После этого вырезают крышу, бумагу протягивают по краю линейки, чтобы получить плавный сгиб, повторяющий контур кабины, склеивают детали.

Для подставки, которая имеет форму коробочки вверх дном, используют тонкий картон. По линиями сгибов обязательно делают надрез концом ножниц. Трубу и надстройки (здесь они также сделаны в виде трубочек, хотя у паровоза эти детали имеют несколько другую форму, но из бумаги их трудно выполнить) подготавливают из плотного материала. На заготовках снизу оставляют клапаны, накручивают бумагу на карандаш и склеивают детали. Диаметр надстроек больше, чем трубы.

Для колес используют тонкий картон, так как деталей много, их лучше вырубить просечкой или специально заточенной трубочкой нужного диаметра. Тендер делают в виде глубокой коробочки. Когда подготовлены все детали, производят монтаж. Котел крепят на подставку, отступив от переднего края 5 мм, затем приклеивают кабину, трубу и надстройки. Колеса крепят непосредственно к подставке и тендеру, потом соединяют эти части вместе. В заключение производят отделку, на кабине машиниста ставят букву «Ч» (рис. 87).


МенюL