26.02.2011 Г. И. Перевертень. Обновлено 04.04.15

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ из бумаги ПАРОВОЗЫ из бумаги

Справочный материал

Значение железнодорожного транспорта очень велико. По железным дорогам перевозится большинство народнохозяйственных грузов.

Дети знакомы с этим видом транспорта, а многие из них сами являлись пассажирами, слышали о профессиях проводника, машиниста тепловоза, электровоза. Из кинофильмов и по книгам ребята знают о паровозах — больших тружениках, служивших людям более 150 лет и сыгравших громадную роль в экономическом прогрессе всего человечества. Многие паровозы являлись подлинным произведением технического творчества и в настоящее время служат памятниками.

История нашей страны неотрывно связана с железнодорожным транспортом. Эта тема позволяет значительно расширить политехнический кругозор детей, познакомить их с основными железнодорожными профессиями. Как и при изучении других тем, вначале учитель сообщает детям основные исторические сведения, дает краткую техническую характеристику моделируемого объекта, после чего они выполняют практическую работу.

К железнодорожному транспорту относится подвижной состав, включающий вагоны, рефрижераторы, платформы, цистерны, который приводится в движение локомотивами. Так называются машины, которые передвигаются по рельсам. Это паровозы, тепловозы, электровозы. Кроме них есть газотурбовозы, мотовозы, дизельпоезда. Железнодорожный транспорт, как и другие виды, делится на пассажирский и грузовой.

У паровоза двигателем является паровая машина, которая тепловую энергию преобразует в механическую и через специальный механизм передает на колеса. Для получения тепловой энергии паровоз возит с собой воду и топливо (уголь, дрова, торф) в специальном приспособлении — тендере. При сгорании топлива вода в котле нагревается, превращается в пар и через систему механизмов приводит в движение локомотив (отсюда название — паровоз).

Первые паровозы были созданы в начале XIX в. в Англии. В России первый паровоз был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833 г. В 1837 г. открылось движение по первой в России железной дороге общего назначения Петербург — Царское Село (ныне г. Пушкин). Под впечатлением от поездки по этой магистрали в 1840 г. композитор М. И. Глинка написал романс «Попутная песня» на слова Н. В. Кукольника. В 1851 г. введена в строй крупнейшая магистраль того времени Москва — Петербург.

Широкое развитие паровозостроение получило во второй половине прошлого столетия. В начале текущего века значительно расширилась сеть железных дорог, было сконструировано много новых локомотивов, которые заменили старые. До 1912 г. существовала разрозненная классификация паровозов, что вызывало определенные сложности, поэтому в 1912 г. была принята единая система обозначения локомотивов одной конструкции серийной буквой. Использовался весь существовавший в то время русский алфавит, в том числе и знаки «ь» и «ъ». Поэтому на экипажной будке (кабине паровоза) ставилась определенная буква.

Особенности конструкции одного класса обозначались дополнительным буквенным индексом. Например, паровоз серии Ж, выпускавшийся на Харьковском заводе, имел индекс Ж". Локомотив серии О, выпускавшийся с 1893 г., после введения единой классификации получил индекс Од, после реконструкции О". Десять паровозов этой серии в настоящее время являются памятниками, а один из них известен всему миру. 12 апреля 1919 г. по инициативе рабочих депо Москва-Сортировочная состоялся первый коммунистический субботник, который В. И. Ленин назвал «великим почином». В этот день был отремонтирован паровоз серии Ов-7024, который находится сейчас в народном музее.

С паровозами связаны и трагические события. На локомотиве серии Ел-629 погиб герой гражданской войны С. Лазо. Есть траурный памятник. У Павелецкого вокзала в специальном павильоне стоит паровоз У-127 с вагоном, в котором в Москву из Горок привезли гроб с телом В. И. Ленина.

Паровозы помогали строить новую жизнь в годы первых пятилеток и громить фашистов во время Великой Отечественной войны, восстанавливать народное хозяйство после войны. С 1956 г. выпуск этих локомотивов был полностью прекращен, на железные дороги нашей страны вышли тепловозы и электровозы.


МенюL