резьба по дереву


18.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Рисунок. Пропорции тела и лица человека. Пантограф

Резчик по дереву или маркетрист не должен удовлетворяться приблизительным умением рисовать. Рисунок, набросок, эскиз в его руках — это не только средство зафиксировать появившуюся мысль, занести на бумагу что-то интересное из увиденного на выставке или в природе; это еще и способ поиска художественной формы, это также средство развивать и совершенствовать свой глаз, свое умение видеть, чувствовать ритм и пропорции. Поэтому в умении рисовать надо постоянно упражняться, особенно начинающему мастеру по художественной обработке древесины. Лучше всего это делать на первых порах под руководством. При отсутствии такой возможности полезно взять себе за правило делать каждый день хотя бы небольшой рисунок с натуры, набросок: фигуру человека в любой позе, голову, стул, кружку, кисть левой руки и т. д. Со временем результаты обязательно скажутся. Глаз будет тренировать руку, а рука — глаз.

Трудно на словах передать приемы, которыми пользуется художник для построения рисунка (по выражению И. Е. Репина: «Один показ заменяет тысячу слов лекции»), но на некоторые правила можно обратить внимание начинающего рисовальщика.

1. Для начала нужно взять для рисунка один отдельный предмет, освещенный искусственным светом. Впоследствии поставить два или три предмета разной формы и размеров, имея перед собой задачу отразить их пропорциональные величины. Ставя натюрморт из нескольких предметов, надо думать об их композиции.

2. Начинать нужно с общей формы, не отражая детали. Найти место предмета или предметов на бумаге (построить композицию рисунка).

3. Начинать и продолжать поиск формы нужно тонкими линиями карандаша. Постоянно исправлять рисунок резинкой.

Рис. 177. Метод визирования для сличения двух размеров: сколько раз длина одного отрезка укладывается в длине другого
Метод визирования для сличения двух размеров

4. Для проверки взятых на рисунке соотношений и пропорций можно сначала пользоваться карандашом на вытянутой руке (метод визирования), сличая по отрезку карандаша от его кончика до ногтя большого пальца те или иные размеры (рис. 177). Но от этого приема нужно постепенно отходить и тренировать свой глаз.

5. Более точно глаз замечает не величину отрезка (размер предмета), а наклон линии. Мысленно проводят прямую линию в композиции на натуре между двумя какими-либо точками и сличают ее с наклоном такой же прямой на рисунке. Затем берут иное направление линии до уверенности, что любая прямая на рисунке совпадает по наклону с такой же линией в натуре, пересекает другие элементы рисунка в тех же точках.

6. В растушевке при передаче формы и светотени лучше не прибегать к растиранию графита ваткой или пальцем, а пользоваться штрихом карандаша. Растирание даст грязный, глухой рисунок, оно допустимо лишь для быстрых набросков. Штрихи накладываются по форме изображаемой поверхности.

7. Для чистки и смягчения рисунка удобно применять серый хлеб, не очень мягкий, чтобы он не слипался и не мазал бумагу. Он насыпается крошками различной величины на рисунок и катается ладонью руки до нужной степени ослабления рисунка. Чернота графита с него уходит, но форма остается. После этого рисунок может быть аккуратно подправлен карандашом.

8. Карандаши для работы лучше применять твердости от ТМ до 2М. Более жесткий (Т) допустим для качественной бумаги, более мягкий будет мазать рисунок при стирании ложных линий.

9. Резинка должна быть особо мягкая (иногда ее специально отмачивают для этой цели в бензине). Чтобы резинка не засаливала и не мазала бумагу, надо начинать протирать бумагу на чистом месте рядом со стираемой линией до образования крошек, затем уже переносить резинку на карандашную линию (особенно на тушевку).

10. В построении маски (лица), головы и фигуры человека нужно пользоваться рекомендациями, изложенными ниже.

В рисунке различают следующие термины: собственная тень — тень, лежащая на предмете; падающая тень — тень, падающая от предмета на опору или другой предмет; рефлекс — посветление в теневой части за счет отраженного от других поверхностей света.

Основные пропорции тела и лица человека. Существует около 100 канонов определения наилучших пропорций в строении фигуры человека, что уже говорит о несовершенстве и приблизительности каждого из них. Но есть, несомненно, полезные ориентиры, особенно для начинающего самодеятельного художника или резчика по дереву. Познакомиться с ними можно в пластической анатомии человека (см. литературу). Здесь же приводятся наиболее общие правила, которые должны быть обязательно знакомы каждому маркетристу или резчику по дереву, решившемуся на изображение фигуры или лица человека.

Рис. 178. Два канона пропорций фигуры мужчины: десятеричная и по Микеланджело — на восемь частей
Два канона пропорций фигуры мужчины
Рис. 179. «Квадрат древних»
Квадрат древних
Рис. 180. Пропорции и конструкция головы
Пропорции и конструкция головы

На рис. 178 показана фигура мужчины с привязкой ее к двум канонам: один из них предлагает разбивку фигуры на десять частей, другой — на восемь. В каждом из них есть свои преимущества. В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение сосков, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек. В другой схеме первая делящая линия проходит через границу носа (эта величина мозговой части принята за модуль), затем через уровень плеч, границу грудных мышц, пупка, также через верх лонного соединения.

Приведем дополнительные сведения, полезные при работе с изображением фигуры человека (данные приблизительны, см. также рис. 179).

1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.

2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки и составляют 13/4 высоты головы.

3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека (см. рис. 178).

4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.

5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.

6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.

7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.

8. Высота стопы равна длине носа.

9. Ширина кисти равна длине среднего пальца.

10. Корень среднего пальца делит длину кисти пополам.

11. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.

На рис. 180 показаны приблизительные пропорции головы и лица человека.

Обратим внимание читателя на некоторые из них.

1. Линия глаз делит высоту головы с волосами пополам.

2. Половину нижней части этого деления определит кончик носа.

3. Линия глаз, разделенная на пять частей, определит положение внутренних уголков глаз.

4. Ширина носа по крыльям равна ширине глазной щели и расстоянию между глаз.

5. Разделив расстояние от носа до конца подбородка на три части, получим положение углов рта.

6. При естественной посадке головы граница уха находится на уровне бровей и кончика носа.

Отклонение указанных данных в ту или другую сторону является индивидуальной характеристикой человека и обязательно учитывается художником, часто с подчеркиванием типичных черт.

В построении головы и маски пользуются вспомогательными линиями (рис. 181), которые являются обобщенными контурами продольного и поперечных сечений головы и лица. Линию долевого сечения называют серединной или профильной. Она проходит через переносицу, основание носа и подбородок и определяет поворот головы.

Основная линия поперечного сечения проводится через верхние края глазных впадин и по уровню ушей. Она отделяет черепную часть головы от лицевой. Ее форма выявляет наклон и поворот головы.

Другие линии поперечных сечений могут проходить через глаза, через основание носа, через рот и т. д. Кроме этого, в построении лица учитывается лицевой угол и 14 планов лица (об этом см. в конце книги).

Рис. 181. Основные линии в построении ракурса головы
Основные линии в построении ракурса головы


Пантограф.

Для увеличения или уменьшения рисунков кроме известного способа клетчатых сеток удобно применять прибор, называемый пантографом. Ввиду отсутствия таких приборов в продаже его можно сделать самому (рис. 182), используя в качестве основы для неподвижной точки А: острие; металлическую или деревянную площадку с тремя остриями и шарниром для рейки пантографа; металлическую площадку, достаточно тяжелую, чтобы она удерживалась за счет собственного веса. Последняя конструкция удобна, так как не требует деревянной доски для втыкания иголок. Простейший способ крепления к ней шарнира пантографа — просверлить отверстие, вставить в него деревянную пробку и туда забить гвоздик с отрезанной шляпкой. Это даст возможность легко снимать и надевать пантограф на ось, что удобно в работе.

Рис. 182. Пантограф. Конструкция
Пантограф. Конструкция

В качестве скользящего опорного шарнира В можно использовать винт для металла: рейки лежат на контргайке, разъединены шайбой и сверху крепятся третьей гайкой, винт свободно, но без люфта вращается в рейках. Полукруглую головку винта надо обработать шкуркой для лучшего скольжения по поверхности стола или чертежной доски.

Два наконечника С и D можно сделать из патрончиков для зажима грифеля, взятых от обыкновенного циркуля. В один из них будет зажат карандашный грифель, в другой — заостренный зубец от пластмассовой расчески (пластмасса легко скользит по бумаге) для обвода рисунка-оригинала. Оба патрончика и отверстия к ним должны быть одинаковыми, чтобы можно было патрончики менять местами, если потребуется делать не увеличение, а уменьшение рисунка. Патрончики свободно, но без качания вращаются в отверстиях реек. Сверху на конец патрончика надеваются шайба и обычный ластик (резинка), в ластике делается отверстие тем же сверлом, которое было подобрано для отверстий под обойму в рейках. Ластик насаживается плотно, чтобы патрончик не качался.

Два съемных шарнира Е и F также можно изготовить из винтов с шайбами и гайками. Разметка отверстий для них на рейках дана на рисунке. Они помечаются цифрами, показывающими масштаб увеличения. Пантограф при этом монтируется так, чтобы обе пары реек были соединены съемными шарнирами Е и F через отверстия одной и той же цифры. В углах В и D рейки соединены противоположными концами.

Сверлить отверстия нужно по одной из реек с уже имеющимися отверстиями: просверлить сначала крайнее во второй рейке и через него скрепить винтом обе рейки. Затем через отверстия рейки-шаблона аналогично выполняются остальные отверстия второй рейки. Также поступают и со следующими рейками. Это важно в связи с тем, что можно ошибиться в расстояниях между отверстиями, и в результате увеличение будет не точно в 2, 3 и т. д. раза, что на практике не играет роли. Но неодинаковость расстояний между отверстиями в рычагах поведет к искажению рисунка. Так, вследствие смены длины только одного или двух рычагов параллелограмма получается карикатурный рисунок, чем можно воспользоваться для выполнения шаржей по фотографии. Окружность превращается при этом в эллипс, квадрат — в параллелограмм. С целью получения карикатуры или шаржа достаточно изменить положение точки С карандаша. Этим же приемом можно воспользоваться для получения сжатого рисунка, что иногда требуется при его изображении на наклонной плоскости.

Для уменьшения трения шарнира В о поверхность стола (основное трение происходит в этом месте) под него можно подложить стекло, зеркало или кафельную плитку, а кончик шарнира обернуть фольгой. В других конструкциях пантографа консоль В подвешивается на нитке к вертикальной стойке, прикрепленной к площадке шарнира А так, чтобы точка подвески нити совпадала с вертикальной осью, проходящей через А.

Если вес реек не достаточен для четкого обвода карандашом, рядом с ним на рейку можно положить грузик. Удобно помогать скольжению рукой, как это показано на рисунке.

Иногда нужно получить увеличение или уменьшение рисунка до строго конкретной величины. Для этого определяется коэффициент увеличения путем деления наибольшего размера желаемой копии и оригинала. Затем на всех четырех рейках сверлится под требуемое увеличение отверстие так, чтобы сохранилось отношение AB/AF=K, где F — положение нового отверстия, а К — коэффициент увеличения.

Ширина и толщина реек пантографа может быть любой, но узкие и тонкие более удобны в работе. Их легко выполнить и из масштабных линеек, для этого нужно лишь продумать конструкцию крепления наконечников С и D с целью их устойчивости, сделать, например, в этом месте утолщение дерева за счет наклейки.

Для увеличения рисунков, особенно в крупном масштабе, используются и оптические приборы. Кодоскоп применяется при увеличении с прозрачной пленки, промасленной кальки или бумаги, диапроектор — со слайдов, эпидиаскоп — с любого непрозрачного изображения или слайдов. Простейший эпидиаскоп можно изготовить самому.


МенюL