резьба по дереву


06.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 03.07.12

Дуб

Дуб. Древесину дуба лучше не рекомендовать начинающему резчику для выполнения резьбовых изделий: порода эта скромная по цвету, твердая и пористая, хотя режется не хуже других твердых пород дерева. Правда, автору этих строк попался однажды вид древесины дуба, который обладал удивительной способностью тупить инструмент (всего насчитывается около 450 видов дуба). Но главным образом из-за пористости на дубовой поверхности не получается чистая резьба, особенно миниатюрная. Еще больше хлопот с отделкой поверхности резьбы. Приходится применять порозаполнитель или восковую мастику для полировки. Преимущества дуба — в долговечности и стойкости к влаге, что интересно для резьбы, предназначенной к экспонированию на открытом воздухе, а также в красивом рисунке на продольном разрезе, что используется для декоративной отделки мебели. Мелкие поделки из дуба (рамочки, полочки) при матовой отделке и гладких поверхностях тангенциальных (по годичным слоям) разрезов смотрятся хорошо, но это уже, скорее, не резьба.

Для резьбы крупных форм дуб подходит и даже имеет некоторые преимущества по сравнению с другими породами дерева. Например, настенные резные панно, выполненные Петром I, были из дуба.

Очень хорош для интарсии и маркетри мореный дуб как «натуральное» черное дерево, но это — редкость. Найти мореный дуб можно только случайно. В нашей средней полосе России реки часто меняют русло, подмывая то правый, то левый берег. В таких случаях возможно вымывание из берега затонувших когда-то при сплаве деревьев, в том числе и дуба, который за это время стал мореным. Деревянные дубовые конструкции и детали затонувших кораблей — это уже мореный дуб. Забитые когда-то дубовые сваи, защищавшие от размыва берег озера или реки, также мореный дуб. Даже доски от старых пивных или винных бочек тоже стали мореными и могут быть использованы мастером по дереву.

Однако сделать дуб «мореным» можно и искусственным путем. Замечено, что от пули, попавшей во время войны в дерево, древесина в этом месте сильно темнеет. По этому же свойству, если положить на несколько недель в какую-либо тару пластинки дубового шпона, пересыпанные слоями влажных железных опилок, они потемнеют, причем дадут интересную расцветку. Наверное, на этом же принципе базируется дошедшее из давних лет упоминание о том, что для придания дубовой поделке темного цвета ее помещали в расплавленный свинец. Автор книги испытал указанный способ на небольшой резной поделке из дуба. Металл из смеси свинца (основная часть) и олова для достижения более низкой температуры плавления в железной банке был расплавлен на электроплитке. В банку были утоплены с упором (дерево легче металла) поделка из дуба и пробные палочки из сосны. Через 5—7 минут поверхность резьбы дубовой поделки стала черной, причем черный цвет проник на глубину около 2 мм. Никаких изменений формы, обугливания граней резьбы или уменьшения твердости поверхности не было обнаружено. После покрытия маслом поверхность дубовой поделки имела приятный, равномерно распределенный черный цвет.

Сосновые палочки потемнели через 3—4 минуты, но по выделявшемуся слабому дыму и крошившейся от пробы ногтем поверхности было видно, что поверхность эта обуглилась. Очевидно, способ этот пригоден для изменения цвета поделок из любой древесины, но для дуба он подходит больше. Надо только следить, чтобы воздух в углублениях резьбы не мешал контакту древесины с металлом.


МенюL