резьба по дереву


06.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 03.07.12

Капы

Капы. Кап — это болезненный нарост на дереве, появляется он на многих деревьях, достигает по весу до тонны. В разрезе напоминает мрамор. Рисунок расположения перекрученных волокон, завитков и узлов (следствие скопления «спящих» почек) у капа всегда очень красив на его ровной полированной поверхности разреза, для каждого капа он индивидуальный. Особенно красив кап тех пород дерева, которые имеют полосатую текстуру древесины или контрастные сочетания цветов, например сосна, но встречается он редко.

Как материал для резьбы кап интереса не представляет: резная (изрезанная) поверхность и пятнистая, полосатая текстура капа будут мешать друг другу. С одной стороны, не станет смотреться рельеф резьбы, с другой — исчезнет рисунок разводов, переплетений и самого капа. Автор книги сделал попытку вырезать скульптурную поделку (рис. 7) из березового капа. Даже для лица старого человека кап оказался слишком пятнистым материалом, пришлось темные вкрапления и ямочки закрашивать тонированной мастикой.

Рис. 7. Композиция для декора двери. Резьба, чеканка, тонирование (березовый кап, липа, бронзовая фольга, многослойная фанера)

Капы очень хороши для поделок с ровной или слаборельефной поверхностью, да и то с оговоркой, так как настоящая область применения капа — это изготовление из него лущеного шпона (ножевой однослойной фанеры) для отделки деревянных изделий. Именно из-за этого кап ценится наравне с карельской березой на вес или квадратные дециметры площади шпона. И переводить древесину капа на стружки и опилки нецелесообразно. Только из мелких кусков капа, которые нельзя пустить на шпон, изготовляют такие небольшие поделки, как браслеты, бусы, брошки, шахматы, чашечки, настольные канцелярские приборы.

Резчик по дереву может заинтересоваться капом для изготовления такой поделки, где ровная поверхность капа сочетается с рельефной резьбой из другой древесины и, очевидно, контрастной по цвету: для березового капа, например, красное дерево или темный орех (импортный), для орехового капа — береза, липа. Наверное, неплохо будет смотреться и настольная или настенная тарелка из капа с прорезной резьбой по краям и, еще лучше, с темным по общей тональности набором из маркетри на дне тарелки (см. аналогичную поделку, облицованную карельской березой, на рис. 27).

Рис. 27. Декоративная тарелка. Резьба, интарсия (различные породы дерева). Фрагменты тарелки

Недопустимо из-за капа валить целое дерево. Срезать кап с дерева также нецелесообразно, если он огибает ствол, так как в этом случае будет испорчена самая полезная для резьбы часть капа, да и сам кап будет рассечен. Только в тех случаях, когда спиливанием можно отделить весь кап, есть смысл этим воспользоваться: аккуратное отделение капа как болезненного нароста не причинит вреда взрослому дереву.

Наиболее реальный источник приобретения капа для домашнего мастера — это лесозаготовки и предприятия по распиливанию древесины, где капы могут попасть в отходы. На лесозаготовке можно встретить и так называемый капокорень, т. е. нарост на корнекомлевом узле (практически на пне спиленного дерева).

Заметим, что срез тополя или березы в месте перехода ствола в корни, даже и не будучи пораженным капом, часто имеет очень интересную свилеватость. Древесина переплетения разветвляющихся волокон корней сочетается здесь с прямой и спокойной древесиной ствола, что может быть использовано резчиком иногда с неожиданной выдумкой: разводы текстуры и свилеватость — для ровной поверхности, а прямослойная древесина — для резьбы (прорезной, горельефной, скульптуры). Применение такой древесины для изготовления чаш и ваз с переливающейся, как бы перламутровой поверхностью, стало традицией многих резчиков. Конечно, еще интереснее использовать с этой целью капокорень.

Хранить кап лучше в затемненном месте, так как на открытом воздухе от дождя и солнца он может растрескаться. Домашнему мастеру по дереву для использования капа лучше распилить его на пластинки или небольшие по объему заготовки для предполагаемых поделок. С целью ускорения последующей сушки (см. далее), а также для придания более высоких качеств (вязкость, золотистый цвет, нерастрескиваемость) каповые заготовки надо проварить в течение 5—6 часов. Кроме этого, народные умельцы прошлых лет после вываривания заготовок капокорня выдерживали их в жарко натопленной печи. помещенными в чугун в перемешку со слоями влажных березовых опилок в течение суток. Эта операция повторялась три-четыре раза до получения золотистого цвета капа.


МенюL