резьба по дереву


16.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Композиция с рыбой и осьминогом

Рис. 21. Рыба и осьминог — скульптурная композиция (эвкалипт). Фрагменты композиции
Рыба и осьминог — скульптурная композиция Фрагменты композиции
Композиция с рыбой и осьминогом Фрагменты композиции

Вертикально расположенный корпус рыбы, составляющий основную часть композиции (см. рис. 21), выполнен из целого спила ствола дерева. Корпус осьминога также цельнорезной, но его восемь щупалец сделаны как приставные детали. Загнутые и закрученные щупальца осьминога образуют как бы внешнюю крупноячеистую оболочку, внутри которой находится тело осьминога. Такая композиция перекликается с ажурной резьбой полого каркаса рыбы. В этом изделии максимально использованы преимущества древесины, позволяющие в крупногабаритной скульптуре дать ажурную резьбу. Первоначально заготовка ствола для рыбы длиной 1 м 20 см весила более 100 кг в сыром виде, а после обработки — около 4—5 кг, т. е. от древесины осталась только одна резная оболочка.

В композиционный замысел кроме плавных и спиралеобразных изгибов корпуса и хвоста рыбы входил динамичный ритм прорезей в ее чешуе (в количестве более 500). Этот же ритм использован и в декорировании осьминога, где почти 800 полусфер-присосков создают окантовку извивов щупалец.

Такое художественное решение увязывалось и с другими, техническими, задачами изготовления скульптуры. Первая из них заключалась в максимальном облегчении ее веса для транспортировки (работа выполнялась в Алжире), вторая — состояла в поисках технологии, позволяющей выполнить такое крупное изделие из сырой древесины, так как из сухой подобную скульптуру вообще нельзя было бы сделать. Во-первых, ствол больших размеров имел бы трещины, во-вторых, изъять сухую, очень твердую древесину такого веса и объема, не поломав хрупкую оболочку изделия, было бы невозможно.

Сушка древесины изделия происходила в процессе работы над ним, утолщенные части смазывались снаружи растительным маслом для уменьшения испарения влаги с поверхности. В отдельных местах скульптуры (в области головы) образовались впоследствии небольшие трещины, которые были заделаны вставками.

Понятно, что решиться на реализацию такого замысла (а работа над ней длилась несколько месяцев) можно было, лишь проконтролировав мысленно весь технологический процесс ее изготовления. На рис. 108,а показана схема засверливания первоначального ломаного канала в корпусе рыбы, имеющей уже внешнюю черновую обработку. Для этого представлялось возможным взять три исходные точки для образования четырех отрезков канала, оси которых составили ломаную линию: один отрезок — вдоль корпуса рыбы со стороны головы, второй — от конца хвоста, третий и четвертый — от плавника на соединение с первыми двумя отрезками канала.

Рис. 108. Изготовление полости в скульптуре рыбы и обработка ее поверхности: а, б — направление сверла при сверлении исходного отверстия; в — расширение канала фрезой (1) с помощью коловорота и подшипника (2); г—резец с загнутым плоским кружком — лезвием для зачистки внутренней стороны стенок резной чешуи
Изготовление полости в скульптуре рыбы и обработка ее поверхности:

Плавник был сделан приставным, чтобы закрыть затем, как пробкой, проделанное для сверления отверстие.

Отсюда вытекала и побочная задача по изготовлению длинных сверл и другого инструмента, обеспечивающего выемку древесины. Сразу же пришлось убедиться, что основную массу материала нужно вынимать через центральное отверстие и лишь затем в образовавшейся оболочке делать ячейки чешуи, так как в противном случае хрупкая ячеистая оболочка могла быть раздавлена тяжестью внутренней массы или повреждена в процессе работы, требующей значительных физических усилий.

Первоначально отверстие по схеме канала делалось дрелью с помощью удлиненного сверла (см. с. 128), потом оно расширялось и углублялось сверлом-перкой с помощью коловорота. Когда длина перки оказалась недостаточной, она была увеличена за счет второго стержня и муфты с квадратным отверстием (рис. 108,6). Затем применялось сверло с более длинными лопастями — фреза (см. с. 128), но вследствие значительной длины стержня в образовавшийся широкий канал после фрезы вставлялся шарикоподшипник, облегчавший работу коловоротом (рис. 108,в).

В дальнейшем полость расширялась с помощью стамесок с длинными ручками путем скола, среза или вырубания киянкой. Со стороны хвоста и плавника отверстие большого диаметра не делалось. Древесина здесь выбиралась стамесками через отверстия соответствующего размера (в хвостовой части и для плавника-пробки), а также через боковые ячейки.

Рис. 30. Стружок полукруглый: а — форма режущей головки и заточка лезвия с внутренней стороны — увеличено; б — пример применения — стружок стругает по слою древесины; е — ручка для захвата ладонью
Стружок полукруглый

Впоследствии возникла необходимость изготовления еще одного инструмента (рис. 108,г) для зачистки внутренней поверхности ячеистой оболочки, так как она отчетливо обозревалась через ячейки и должна была быть так же тщательно отделана, как и внешняя. В некоторых местах применялся специально изготовленный стружок (см. рис. 30), где из-за направления слоев древесины нужно было стругать внутреннюю поверхность на себя, просунув руку в центральное отверстие в рыбе.

В процессе работы были случаи сквозного скола части оболочки, которая восстанавливалась с помощью столярного клея после снятия с нее лишней древесины. Ячейки позволяли делать удобные стяжки резиновыми шнурами во время склеивания, швы получались незаметными. Наименее прочная хвостовая часть изделия дважды во время работы скалывалась по слою древесины (от случайного падения). Впоследствии через нее был пропущен для жесткости кусок изогнутой (по форме оболочки хвоста) алюминиевой трубки и прикреплен по концам шурупами в утолщенной части хвоста и плавника. Трубка была затем окрашена под цвет древесины.

Центральный перьеобразный плавник вырезан из отростка (сучка) на стволе заготовки. Голова, плавники и хвост рыбы, т. е. вся поверхность изделия, кроме ячеистой чешуи, покрыта, где возможно и оправданно, декоративной резьбой. На гладкую поверхность тела осьминога и на основания щупалец так же нанесена контурная резьба и чеканка с помощью стержня с закругленным острием.

Крепление рыбы и осьминога, тоже максимально полого, осуществлено с помощью двух окрашенных под цвет древесины металлических шинок. Нижние концы их привинчены к внутренней полости осьминога, а выступающие верхние концы затем привинчены изнутри к щекам рыбы в местах, где древесина утолщается за счет плавников.

Для выполнения ряда полусферических присосков осьминога сначала вырезался выступающий кант (подборкой фона) высотою несколько больше полусферы присоска и шириною, равной его диаметру. Кант распиливался на квадратики, которые обрабатывались вчерне полукруглой стамеской и начисто дрелью с четырьмя разного диаметра фрезами (работа этими фрезами описана на с. 23).

Каждая из противоположных пар свитых между собою щупалец изготовлялась из одного куска дерева, четыре других — порознь. Место склеивания щупалец с их основаниями на теле осьминога (в нижних точках перегиба) замаскировано затем чеканкой и канавками гравировки. Эти стыки на изделии совершенно незаметны.

Рис. 109. Соединение щупалец с корпусом осьминога с помощью клея и шурупов
Соединение щупалец с корпусом осьминога с помощью клея и шурупов

Щупальца закреплены в нижней части на корпусе не только столярным клеем, но и шурупами, пропущенными через отверстия в основаниях щупалец на теле осьминога и ввинченными в приставляемые детали (рис. 109). Верхние концы щупалец только привинчены шурупами к телу осьминога: парные — с внутренней стороны, раздельные — сверху, закрытые затем головой рыбы.

Обработка поверхности щупалец и присосков делалась до их крепления на корпусе, зачистка стыков и чеканка — после склеивания. Парные щупальца для удобства резьбы лучше расколоть (разрывом) в верхней части. Место естественного разрыва затем склеивается плотно и незаметно.

В поисках формы рыбы было сделано два предварительных варианта в дереве в уменьшенном масштабе — без полости и прорезей чешуи.


МенюL