резьба по дереву


15.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Другие виды поделок

Рис. 86. Композиция для ажурной резьбы
Композиция для ажурной резьбы

В этом разделе мы познакомимся с иллюстрациями и кратким описанием нескольких изделий, которые могут быть выполнены резчиком после приобретения им определенных навыков. Одну из таких поделок можно сделать по эскизу, изготовленному специально для ажурной, барельефной или плоскорельефной резьбы (рис. 86). Говоря о характере рисунка этой поделки, следует обратить внимание на то, что геометрическая четкость силуэта присуща не только переплетающейся ленте, образующей каркас поделки, но и ветви растений должны быть увязаны с извивами этой ленты, а также с силуэтами животных. Вместе с листьями они образуют фон в виде кружева с равномерным распределением элементов резьбы и пустот между ними, причем соприкосновения элементов друг с другом и с лентой каркаса должны обеспечивать единую материальную связь всей поделки, достаточную ее прочность, что необходимо для ажурной резьбы. При вырезании или выпиливании этих элементов следует учитывать возможность откола тех свободно висящих листьев, которые направлены поперек слоев древесины, и сделать для них утолщение у основания.

Плоскость размещения растений в орнаменте должна лежать ниже по отношению к ленте рамки, фигурам и венку. Это условие приводит к выводу о том, что поделку можно выполнить не только на целиковой основе, например липовой дощечке, с выборкой древесины вокруг контуров фигур и рамки для утопления фона, образованного растениями, но и наоборот: наращиванием толщины в нужных местах — наклеиванием плоских пластинок или толстого шпона (склеенного в два-три слоя), вырезанных предварительно по контуру этих фигур. В таком случае и для плоскости расположения растений можно склеить два-три листа шпона с поперечным направлением волокон древесины тыльного листа. Это обеспечит надежность от коробления всей поделки и от скола отдельных элементов.

Ажурная поделка значительно выиграет, если выполнить всю резьбу рельефной, включая и ветви растений, а для листьев сделать двусторонние фаски, пересекающиеся по ребру посередине. В работе сочетается резьба и высверливание с выпиливанием лобзиком или специально изготовленными маленькими пилками-ножовками: прямолинейной и выкружной. Понятно, что не исключается и иная технология, например использование бормашины.

Отметим, что указанные приемы применимы лишь для ажурной резьбы, когда это вызвано необходимостью: изделие предназначено для наклеивания (лучше — крепление декоративными гвоздиками) на матерчатый или кожаный фон крышки альбома; поделка играет роль витража на двери или абажуре; является решеткой или частью ширмы и т. д. Но технология ее изготовления значительно упростится, если сделать фон глухим. Тогда все резные элементы надо выполнять отдельно, даже из древесины контрастного цвета по отношению к фоновой площадке, и наклеивать на нее. Материал для фона может быть также из различной древесины, что зависит от замысла мастера. Если и фон и резьба берутся одной и той же светлой породы древесины, причем на фон наносится мелкая чеканка или сетка из канавок, то лучше взять для него липовую дощечку. Если фон и элементы накладной резьбы выполняются из различного по цвету материала, например фон светлый и ровный, а резьба из темного дерева, то для фона можно использовать обычную березовую фанеру хорошего качества, так как ее торцевые края по внешнему контуру рамки в любом случае придется проморить под цвет ее ленты из темной древесины.

Решение выполнить резьбу из светлых элементов на темном фоне также оправдано для поделок, рассматриваемых с близкого расстояния, особенно, если это подкрепляется наличием хорошей древесины: самшит, лимонное дерево или груша в небольших объемах — для накладной резьбы, а красивая, темной текстуры фанерка — для фона. Учтем также, что мореный, темный фон проигрывает перед натуральным цветом древесины и может вызвать цветовой диссонанс в общем ансамбле.

В качестве материала для накладной резьбы темного цвета лучше использовать заготовки из трех-четырех слоев шпона, склеенных при одном направлении волокон древесины. Работать удобнее по не высохшей до конца склеенной заготовке, когда влажная древесина легче режется и меньше коробится при приклеивании на фон (в противном случае ее надо слегка смачивать сверху перед нанесением клея). Наибольший выигрыш такая техника работы дает при изготовлении многочисленных, почти одинаковых, элементов резьбы, какими являются листья растений описываемой поделки. Отдельно они могут быть быстро подготовлены из полоски заготовки с помощью круглых резцов и стамесок.

Причем можно сразу вырезать элементы с образованием фасок с боков, так, чтобы профиль листка был в виде трапеции или треугольника с ребром посередине.

Нет необходимости делать рисунок карандашом на фанерке фона. Лучше иметь рядом рисунок орнамента такого же размера на бумаге и по нему подгонять форму и изгиб ветвей, а фон оставить чистым. Первыми наклеиваются лента и фигуры животных, затем без клея накладываются ветви растений, находится их более оптимальное расположение, после чего они тоже приклеиваются. Листочки можно приклеить сразу, последовательно, сверяясь с рисунком на бумаге. Предварительно нужно нарезать листочки разного размера и кривизны, из которых делается выбор необходимого элемента, или он подгоняется по форме, определяемой местом.

Намазывать клеем следует только прикрепляемый элемент, причем так, чтобы от легкого придавливания его не вытекал избыток клея, т. е. не было необходимости в подчистке фона. При некоторой практике не потребуется также прижимать грузом листы, приклеиваемые внутри орнамента.

Рис. 25. Резные изделия в ансамбле
Резные изделия в ансамбле
Рис. 30. Миниатюрная овальная рамка из колодки рейсшины (груша)
Миниатюрная овальная рамка из колодки рейсшины (груша)
Рис. 87. Буквы к фотоальбому
Буквы к фотоальбому
Рис. 88. Накладной ажурный орнамент
Накладной ажурный орнамент

Говоря о технике аппликации, следует отметить, что в случае однотонного материала фона и накладного орнамента сюжет рисунка может быть реализован не только рельефом приклеиваемых деталей, но и резьбой непосредственно на самом фоне. Так, на рис. 25 мы видим, что в верхней части панно линии стеблей растительного орнамента представляют собой канавки, сделанные резаком в фоновой фанере, т. е. использован прием контурной резьбы. Такое сочетание выпуклого и вогнутого рельефа не мешает целостности восприятия орнамента, но с учетом обозрения его с расстояния.

Познакомимся еще с одной поделкой, которая может заинтересовать начинающего резчика. Технология ее изготовления не представляет особой сложности в начальном периоде обучения резьбе (технологические операции и приемы, описанные раньше, здесь не приводятся). Изображенную на рис. 30 рамку наиболее целесообразно делать из целого куска широкой доски или хорошо склеенного и однородного полотна, такого, например, как чертежная липовая доска. Но если размер рамки потребует сделать ее из двух или трех частей, то их следует смонтировать на клею и шурупах на целиковом овальном основании из 4—6-миллиметровой фанеры. Склеивать их для более плотной подгонки шва лучше после вырезания внутреннего контура эллипса.

Поделка может быть решена и в миниатюрном исполнении так, как это показано на приведенной иллюстрации.

На рис. 87 даны рекомендации для вырезных букв при оформлении фотоальбома. Их выигрышно покрыть бронзой, если текстура древесины невыразительная, и расположить на фоне бархата, вельвета, кожи, замши и т. д. Для композиции к надписи «ФОТО» можно выполнить ажурный орнамент своего собственного рисунка или заимствованный из иллюстраций (как на рис. 88).

Заготовку для орнамента выгоднее сделать самому, склеив ее из семи-восьми слоев фанерки (шпона) нужного цвета при одинаковом направлении волокон. Получится достаточно вязкая, хорошо обрабатываемая, неколющаяся и нетрескающаяся дощечка. Удобно на ней таким же повторным заклеиванием исправлять и дефекты, допущенные при резьбе. Клей надо применять только столярный, так как он обладает свойством прозрачности, дает малозаметный шов.

Из таких же заготовок можно выполнить и буквы. Форма их (рис. 87) заимствована из надписи на обложке книги русского живописца и графика И. И. Шишкина «Офорт». Здесь же возможен и более легкий вариант букв, основанный на строгих окружностях четырех одинаковых кружков. Эти буквы сделаны из полотна старой грушевой рейсшины. Понятно, что в качестве фона для резных букв и какого-либо легкого орнамента может быть применен и набор маркетри. Также и вся лицевая сторона обложки может быть выполнена только в виде маркетри.

Поскольку такая работа с обложкой потребует и соответствующего альбома, можно привести здесь рекомендации, как его изготовить самому. К полоске холста пришивают суровыми нитками, последовательно накладывая одну на другую, пачки трех-четырех сложенных пополам листов чертежной или иной плотной бумаги. Между двойными листами во всю длину корешка вставляются согнутые вдвое полоски бумаги, роль которых — скомпенсировать увеличивающуюся толщину альбома от вложенных в него фотографий. Если бумага достаточно толстая, то на три двойных листа можно взять две прокладки.

Чтобы впоследствии не отрезать края всего альбома, лучше делать пачки листов одного размера и равнять их при подшивке, упирая в вертикальную поверхность доски или стенки. Отверстия для продевания толстой иглы с нитью прокалываются шилом каждый раз изнутри изгиба листов. Иглой делается три-четыре крупных стежка, а затем по тем же отверстиям нить продевается в обратном направлении, концы завязываются и отрезаются.

Полоса холста берется по длине корешка альбома с запасом на отрезание, а ширины такой, чтобы можно было оставшиеся ее боковые края приклеить изнутри к коркам альбома с захватом на 5—6 см. К этим же краям корок альбома снаружи приклеивается и корешок, т. е. обернутая декоративным материалом, например кожей (с загибом по торцевым краям внутрь), полоска картона или фанерки. Таким образом корки альбома будут надежно схвачены с двух сторон с набором листов.

Внутренняя сторона корок дополнительно склеивается декоративной полоской ткани с первым листом альбома, после чего разворот заклеивается двумя листами чистой бумаги с интервалом на декоративной полоске. И затем остается только оформить внешнюю поверхность альбома.


МенюL