резьба по дереву


15.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Овальная рамка

Изображенная на рис. 43 овальная рамка хороша своей четкостью и изысканностью формы, но выполнение ее в дереве (без левкаса) связано с определенными трудностями. Они заключаются в основном в умении или в нахождении способа обработки ровной и гладкой овальной выемки на ободе рамки (желоб) (рис. 74). Ниже предлагается способ решения этой проблемы.

Рис. 43. Рамка из липы. Портрет — акварель
Рамка из липы
Рис. 74. Поперечное сечение рамы. Шлифовка желоба рамы
Поперечное сечение рамы. Шлифовка желоба рамы

На бумажной выкройке строится внутренний и внешний эллипс рамки (см. построение эллипсов). Затем вычерчивается еще один эллипс, который будет средней линией для желоба. Размер его осей берется средним между аналогичными осями первых двух эллипсов, составляющих контуры рамки (сумму размеров двух больших осей нужно разделить пополам, то же самое сделать и с малыми осями). Строго фиксируются центры восьми дуг, с помощью которых сделана обводка этого среднего эллипса. Такая замена эллипса на приближенный овал из восьми дуг позволит выполнить выемку обода полумеханическим способом.

Сначала из целого куска доски делается заготовка рамы. Строго по вычерченным эллипсам вырезается внешний и внутренний контур. Внутренний контур при этом выпиливается и выравнивается с ориентацией на построение его с тыльной стороны.

Если мастер решил выполнить бант ленты не приставным, а на общей целиковой заготовке (что более целесообразно), то внешний контур рамы вырезается вместе с бантом. Выполняя единую выкройку для овальной рамы с бантом, надо особенно строго соблюдать его положение относительно вертикальной оси эллипсов, так как смещение даже на 5 мм влево или вправо даст впоследствии впечатление, что он сбит вбок. Асимметричное построение банта продумано так, что он композиционно уравновешен при нормальном, вертикальном положении рамы. По этим же причинам должен быть точно выполнен и рисунок банта, особенно его внешний контур.

Для того чтобы вырезанную заготовку не расколоть в процессе работы, лучше ее связать с тыльной стороны подложкой из многослойной фанеры, внешний контур которой совпадает с соответствующим контуром рамы, а внутренний эллипс станет больше на величину фальца под картину, которая будет туда помещена. Внутренняя фальцевая кромка отделывается начисто, и подложка привинчивается шурупами так, чтобы схватить и крайние доски склеенной рамы. Ножом, напильниками и шкурками предварительно выравнивается внутренний эллиптический контур рамы.

Прежде чем начать выборку древесины в желобе, нужно снять ножом излишек древесины рамы с учетом ее общего профиля. Для этого, определив толщину внутреннего канта рамы, очерчивают карандашом границу его высоты, уперев с задней стороны средний палец руки в фалец как ограничитель. Таким же образом проводится на лицевой стороне граница внешнего канта, причем делается небольшая коррекция на постепенное увеличение его в расширяющихся частях рамы.

Теперь можно удалить лишнюю древесину на заготовке рамы, сначала напрямую от внутреннего контура наружного канта до уровня (по высоте) внутреннего канта, а затем — с учетом заоваливания обоих кантов. Для этого от границы этих кантов с заглублением внутрь снимается древесина прямой стамеской с закругленными углами в направлении к средней линии желоба. Середина желоба подчищается полукруглой стамеской в направлении вдоль него. Глубина желоба контролируется замером от линейки, расположенной на противоположных сторонах внутреннего канта рамы, и сравнивается с толщиной фальцевого буртика. Затем царазиком прочищаются по карандашной линии (проведенной заново) границы внутреннего и внешнего кантов и делается снова зачистка желоба.

Стамесками желоб нужно выровнять максимально ровно, особенно следя за работой в конце, чтобы не сделать задиры волокон древесины. Осторожность здесь требуется двойная, так как склеенные доски в месте стыка могут иметь встречные наклоны волокон. Лучше при этом пользоваться шаблоном профиля желоба.

Окончательное выравнивание его поверхности делается с помощью приспособления, показанного на рис. 74. Оно представляет собой деревянный шаблончик, обернутый шкуркой и укрепленный на вращающемся рычаге. Нижняя поверхность шаблончика закруглена ножом и напильником по профилю желоба, длина его, для большей маневренности, берется 2—3 см.

Ось рычага — шуруп, пропущенный в его отверстие, ввинчивается в точку расположения центра соответствующей дуги той части эллипса, которая обрабатывается. Для этого рама предварительно закрепляется на какой-либо доске (крышке, верстаке и т. д.), на плоскость которой переносятся с бумажной выкройки найденные центры сопрягаемых дуг средней линии желоба. После определения (экспериментально) места крепления шаблона к рычагу эти детали свинчиваются шурупом, пропущенным через отверстие в рычаге. Перед свинчиванием шаблон огибается двойным листом шкурки так, чтобы края ее были зажаты между шаблоном и рычагом.

После нескольких возвратно-вращательных движений рычага, засаленная шкурка протирается сильно выжатой мокрой тряпкой, таким же образом удаляется пыль с желоба. Шкурка периодически передвигается с заменой засаленного места на свежее, переворачивается или заменяется при ослабленном (также отвинченном) шурупе.

Когда есть уверенность, что строгая форма желоба таким образом определена, можно продолжать дальнейшую его обработку вручную, без рычага, до ликвидации неровностей и огрехов. Это позволит действовать оперативнее. Заметим, что, если предварительно выбранный желоб имеет достаточно строгую, ровную поверхность, особенно со стороны бортов, можно делать зачистку с помощью шаблона со шкурками и без рычага, а значит, и без всей предварительной работы, связанной с этим. Но здесь имеется риск при недостаточном опыте резчика нарушить строгость формы желоба.

Прежде чем приступить к обработке кантов рамы, нужно выровнять внутренний и внешний обрезы рамы (ее контуры) с помощью шаблонов. Для внутреннего эллипса изготовляют шаблон из деревянной дощечки, начиная с наименее изогнутой части и сверяясь с формой по оригиналу на бумажной выкройке. Шаблон огибается шкуркой, и таким образом кант прочищается изнутри с движением вдоль него и в пределах участка заданной кривизны. После этого шаблон дважды застругивается и обтачивается напильником заново с переносом обработки на новый участок канта.

Внешний кант обрабатывается аналогично, начиная с более изогнутых участков. Затем оба канта выравниваются по их верхней кромке с помощью плоской дощечки и шкурки. Таким образом, четкость и строгость кантов будет определена, и можно приступать к их скруглению по заданному профилю, сначала используя те же шаблоны, после — с доводкой вручную. Контроль формы осуществляется по скользящему свету.

Шарики на внутреннем канте выполняются при помощи фрезы и дрели. Если же рама изготовляется из липы, то предварительную заготовку шариков лучше вести не полукруглой стамеской, а ножом. После трех-четырех пробных шариков определяются интервалы между ними и делается разметка с помощью измерителя и карандаша. Затем ножом вырезаются перемычки между шариками и срезаются уголки выступов. Получаются заготовки в виде восьмигранников, что облегчает их захват фрезой.

Прежде чем решиться делать обрез всех заготовок шариков, нужно проверить на пробе, что получается после их обточки фрезой. Обрабатывая шарики фрезой и дрелью, нельзя делать сильный нажим, чтобы не сколоть верхушку шарика. Если же случится скол, то придется срезать весь шарик и на его место приклеить новый, сделанный из остатков заготовки рамы (следить за совпадением волокон древесины).

При работе с дрелью нужно так закрепить, прижать или поставить поделку, чтобы можно было держать инструмент двумя руками (левой рукой около патрона). В противном случае при возможном сколе шарика дрель соскочит и испортит изделие.

Остается еще кропотливый подбор фона шариков с помощью острия ножа, а иногда и с помощью полукруглой стамески для обрезки древесины вокруг шариков. Здесь терпение и аккуратность определят качество работы.

Рис. 75. Два варианта выполнения обода рамы: прямые вырезы ножом (один глубокий и два мелких) создают иллюзию винтовой канавки на ободе; выполнение обода рамы в форме витого шнура


Два варианта выполнения обода рамы

Обработку внешнего канта можно осуществить легко для липовой древесины следующим образом. Строго заоваленный и гладко отполированный кант делится карандашом и измерителем на некоторое число частей. Карандашом намечается на глаз наклон прорезов (рис. 75), и остро отточенным ножом делаются с двух сторон прямые срезы, сходящиеся на размеченной карандашом линии, сначала с небольшим захватом древесины, а затем за второй или третий прием — начисто. Таким образом, должна получиться треугольного профиля выемка, образованная двумя плоскими резками с углом при ребре средней линии около 70° Срезать ножом нужно начисто без последующей обработки шкурками.

Такой прием геометрической резьбы в данном случае гармонично увязывается со строгим профилем и формой рамы, в то же время выполняется быстро и легко. Треугольные прорезы можно снабдить дополнительными узкими прорезами (также прямолинейными) по их концам, но с большим наклоном, чем основной прорез (см. рис. 75). Это дает иллюзию закругления вырезов по винтовой линии. Можно внешний кант выполнить и так, как показано на рис. 75 справа: сделать винтовые вырезы с закруглением профиля выступов, т. е. вырезать кант в виде витого шнура. Такая работа потребует большего времени и внимания, хотя в общем обозрении рамы она может показаться не лучше по сравнению с первым вариантом.


МенюL