резьба по дереву


15.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Ваза из двух пород дерева с применением маркетри


Рис. 70. Ваза-цветок. Резные детали из лимонного дерева и эвкалипта. Облицовка внутренней полости вазы с применением техники маркетри: а — общий вид; б — подгонка ягод по контуру; в — насечка для покрытия фона боковой поверхности
Ваза из двух пород дерева с применением маркетри Ваза-цветок

Чаша вазы (рис. 70) сделана в виде цветка. Витая ножка ее напоминает расходящиеся ветви корней. В качестве материала использованы две породы дерева: алжирский эвкалипт и лимонное дерево (по принципу контрастного сочетания). Однако в условиях нашей северной полосы, где темное дерево является более труднодоступным материалом, можно массивные заготовки деталей (чаша, ножка, подставка) выполнить, наоборот, из светлого дерева, т. е. из липы или березы, а листья и декоративные шарики — из темного. При этом листья могут быть многослойными, склеенными из шпона красного дерева. Эта операция хоть и трудоемкая, но надежная.

Внутри чаша облицована маркетри по дну вазы и по кривым боковым ее поверхностям. Это сделано наборным рисунком из различных пород дерева, что придает вазе не только дополнительное украшение, но и позволяет замаскировать ошибки начинающего резчика, возможные при ведении самой капризной части работы — выемки полости чаши и отделке ее поверхности.

Рис. 8. Статуэтка с вазой — композиция для монтажа настольной лампы (эвкалипт, акажу)
Статуэтка с вазой — композиция для монтажа настольной лампы
Рис. 71. Чертеж чаши. Шаблон внутреннего профиля (1 и 2)
Чертеж чаши

Чаша вазы. В рассматриваемой поделке сама чаша вазы изготовлена из целого куска дерева, что не исключает возможности сделать ее составной, как это показано при описании композиции статуэтки и вазы (см. рис. 8). Чаша является наиболее ответственной деталью и поэтому выполняется в первую очередь. Для ее изготовления отпиленный круг ствола древесины размечается с торца по форме шестилепесткового цветка, как изображено на рис. 71, лишняя древесина удаляется с боков с предварительным заоваливанием формы каждого лепестка книзу. Доводить внешнюю поверхность сразу до законченности нецелесообразно, так как впоследствии при работе с более трудоемкой внутренней поверхностью можно сделать сквозные прорезы (их придется потом заделывать замесом опилок на клеево-масляной основе). Поэтому лучше иметь запас толщины вазы за счет припуска на внешней поверхности и обрабатывать ее в последнюю очередь.

Выемку древесины для образования полости чаши начинают с засверливания ряда отверстий в середине. Затем центральное отверстие расширяется до максимального размера, что зависит от имеющегося в распоряжении мастера сверла, или перки. Глубина сверления должна быть ограничена так, чтобы толщина дна соответствовала 20— 25 мм. Это обеспечит в дальнейшем возможность крепления при соединении чаши с ножкой вазы. Полученное отверстие в центре расширяется с подрезом его или с просверливанием (как можно ниже) его стенок и скалыванием или срезанием соответствующего слоя древесины. Для удобства целесообразно использовать клюкарзу или специально изогнутую для этого случая полукруглую стамеску с выпуклым лезвием. По мере расширения отверстия работа упрощается.

Для надежности и контроля следует предварительно сделать чертеж чаши, затем вырезать из картона два шаблона ее внутреннего профиля: по выступающей части и по ребру (см. рис. 71).

Контроль толщины стенок при обработке внешней поверхности чаши удобно вести с помощью кронциркуля.

Витая ножка. Выполнена из целого куска древесины диаметром, несколько превышающим половину диаметра чаши, а высотою — в 2 раза больше. Из заготовки вырезается куполообразная форма, переходящая в верхней части в цилиндр (рис. 72). Торцевая часть цилиндра делится на шесть частей. Из каждой точки деления рисуется на глаз винтовая линия на цилиндрической поверхности ножки. Наклон винтовой линии подгоняется постоянным исправлением (стирается резинкой) так, чтобы образовавшиеся шесть витков были одинаковыми, примыкали один к другому и давали желаемую толщину ветви (принцип построения см. в последнем разделе).

Ветви, переходя на кривую поверхность (тора, конуса, сферы), постепенно отделяются друг от друга, становятся толще, угол наклона их по отношению к горизонтальной плоскости последовательно увеличивается так, что нижний участок ветви будет располагаться в вертикальной плоскости.

Проработка этих винтовых ветвей требует не только умения строить чертеж, но и умения видеть, насколько выполненные линии будут изящны и плавны. Для более четкого построения полезно провести следующие операции.

Найти центры верхнего и нижнего оснований заготовки, забить в них небольшие гвоздики. Закрепить эти гвоздики на каких-либо опорах (сделать отверстия в двух планках или выемки на их верхних торцах) и, придав вращательное движение заготовке, контактом с карандашом прочертить на ней несколько концентрических окружностей. Очевидно, что шесть винтовых линий, проведенных на поверхности ножки, разделят эти окружности на шесть равных частей. Отсюда возникает построение: достаточно провести одну четкую винтовую линию по всей кривой поверхности заготовки, чтобы получить все остальные по точкам деления вспомогательных окружностей на шесть равных частей, начиная от уже имеющихся точек, полученных с помощью этой винтовой линии.

Кстати, этот способ вращения относительно выверенной оси позволит проверить и саму поверхность вращения заготовки, подрезать ее выступающие места, которые определятся по контакту с острием карандаша.

Построенные винтовые линии при рассматривании вдоль них одним глазом должны быть плавными и не иметь точек перегиба.

Древесина между построенными контурами шести ветвей выбирается сначала полукруглой стамеской по всей поверхности от периферии к середине до смыкания выемок. Нижняя поверхность в выбранной полости (донышко) и верхняя ее часть (свод) замкнутся в горизонтальные плоскости. При выемке древесины следует оставлять припуск на обработку каждой ветви или на ее возможную корректировку. Окончательно отделывается каждая ветвь ножом и напильником.

Рис. 72. Конструкция деталей вазы: а — чертеж ножки вазы и построение винтовых линий; б — профиль борта вазы; в — форма листа чаши и его продольное сечение
Конструкция деталей вазы
профиль борта вазы
форма листа чаши и его продольное сечение

Листья. Монтаж вазы. Выполнение развернутых листьев под чашей несложно и понятно из иллюстраций (см. рис 72, в). Они приклеиваются столярным клеем ко дну чаши так, чтобы в центре можно было просверлить, а затем расширить цилиндрическое отверстие под круглый шип для соединения с витой стойкой. Шип — цилиндрический стержень диаметром 20—25 мм — может быть отдельной деталью, вставляемой одним концом на клей в соответствующее отверстие в стойке (оно может быть и сквозным), а другим — в отверстие, сделанное на стыке лепестков и продолжающееся приблизительно на половину толщины в дно чаши. Этот же шип может быть и заранее предусмотрен как единое целое с ножкой за счет некоторого ее удлинения и последующего среза древесины вокруг. Последнее решение будет более удачным.

Возможно и другое, несложное соединение с помощью винта или шурупа, пропущенного через отверстие снизу в своде витой стойки и ввинченного в древесину сомкнутых лепестков и дна чаши. Крепление обычным винтом для металла целесообразно в том случае, если использованная для чаши древесина достаточно твердая, тогда винт можно ввернуть в отверстие несколько меньшего диаметра. Для липы, например, лучше применить шуруп.

Крепление стойки вазы с подставкой можно сделать таким же способом или привинтить стойку к утолщенным частям хотя бы трех ветвей, т. е. найти положение трех отверстий с некоторым удалением от центра.

Облицовка борта вазы. Декоративная отделка поверхности вазы выполнена в светлом дереве, однотипном с материалом развернутых листьев. Она состоит из шариков трех размеров, прикрепленных на выступах волнистого борта вазы, и из покрытия внутренней поверхности мозаикой, где основной фон — также порода данного светлого дерева или близкого ему по цвету.

Шарики (6 больших, 6 средних и 12 маленьких) вытачиваются на токарном станке или делаются вручную ножом и напильником с отпиливанием каждого готового шарика от заготовки — цилиндрической палочки. Размер шариков лучше определить опытным путем, посадив сначала на заготовленные зубцы волнистой линии борта чаши шарики из пластилина. Начать их изготовление лучше с маленьких шариков, минимальных по размеру, какие только допускает конструкция крепления.

Борт чаши предварительно подготовляется по форме, приведенной на рис. 72, б. С этой целью потребуется его дополнительная обработка — не только снятие древесины по указанной форме, но и утоньшение бортика, особенно на зубцах, куда будут посажены шарики. В каждом шарике нужно выбрать фигурный паз до его центра, подгоняя многократными пробами под поверхность бортика. Шарики сажаются на столярный клей.

После крепления шариков будет видно, что необходимо соединить промежутки между шариками такими же светлыми тонкими перемычками. Это даст общий фигурный кант по всему борту вазы. Тоненькие изогнутые палочки перемычек наклеиваются непосредственно на выровненную поверхность торца вазы в распор между шариками. Композиционно шарики и перемычки должны быть так посажены, чтобы концы перемычек при мысленном их продолжении были направлены в центры шариков. Шарики лучше ставить торцом древесины вверх.

Очевидно, целесообразнее сначала подгонять паз на обработанном шарике, а затем уже его отрезать от цилиндрической палочки-заготовки (если изготовление их ведется вручную). Подгоняя паз шарика к зубцу бортика, надо добиваться особенно плотного его прилегания к внешней поверхности бортика, так как на внутренней поверхности вазы дефекты могут быть исправлены за счет последующего ее покрытия деревянной мозаикой. Если же на внешней поверхности получилась щель, надо заменить шарик или хотя бы плотно подогнать в эту щель вставку на клею.

Обратим внимание, что получение четкой, красивой линии канта и строгой формы его элементов является главной задачей в работе.

Маркетри (деревянная мозаика). Плоское донышко чаши можно покрыть набором маркетри, например грозди винограда, или даже натюрморта (о технике маркетри см. соответствующий раздел). При наборе виноградной кисти полезно предварительно нарезать кружочки ягод крутой полукруглой стамеской, соответствующего радиуса кривизны. В качестве материала фанерок лучше взять светлые породы дерева, в основном березу. Цвет заготовленных кружочков должен быть разный: от светлого до темного. Значит, кроме березы надо использовать бук, красное дерево, орех. Темные кружочки потребуются для помещения в теневую сторону кисти. Монтаж ее из кружочков — это уже дело живописное, в котором или нужен достаточный опыт, или копирование с имеющегося оригинала.

При наборе виноградной кисти подгон кружочков друг к другу осуществляется подрезанием одного из них по дуге до контакта с другим, целым (см. рис. 70, б), с помощью той же стамески, а также за счет заполнения промежутков между кружочками вставками из темной древесины (орех, красное дерево, палисандр и др.) Кружочки одного и того же цвета и материала выгодно располагать, ориентируя волокна древесины в них в различных направлениях: они в этом случае будут казаться разного оттенка и меняться при различном освещении.

После присоединения к наборной грозди винограда темных листьев (орех, бук, клен), а также других темных деталей, некоторые ягоды придется заменить на более темные, этого потребует зрительное восприятие общей тональности поделки.

Изготовленный набор лучше очертить по границе донышка темной полоской из ореховой фанерки. Понятно, что набор маркетри может быть и более интересным, что зависит от желания, опыта и возможностей мастера. Сюжеты, которые могут быть использованы в данной работе, приведены и в иллюстрациях книги.

Боковые изогнутые поверхности чаши покрываются деревянным мозаичным набором непосредственно на месте. Для каждого из шести звеньев подыскивается несложный декоративный сюжет, например ягоды смородины, вишни, две-три клубнички с одним-двумя листиками и т. д. После найденного на бумаге рисунка его элементы набираются отдельно на кусочке бумажки, как в обычной технике маркетри: отдельно лист, отдельно ягодка или цветок. Затем они наклеиваются лицевой стороной на предназначенное им место. Мелкие детали (тонкие веточки, иногда прожилки листьев, беленькие точечки на ягоде клубники или светлые точки блеска ягод) лучше делать непосредственно на месте после набора фона. Для этого на приклеенном наборе острым ножом вырезается узкая канавка прожилки и туда на любом клею вставляется нужного цвета полоска фанерки, а иногда полоска фанерки ставится ребром с изгибом ее на месте по форме канавки. После высыхания клея она зачищается.

Для мелких точек типа зерен, отсветов на ягодах, можно проделать тонким сверлом или просто шилом небольшие отверстия и вставить в них с клеем заостренными кончиками спички, которые можно тут же срезать заподлицо. Любой, даже самый мелкий элемент, внесенный таким образом в набор, будет виден и сыграет свою роль после шлифовки, полировки и покрытия его лаком.

Самая большая поверхность для покрытия — фон. Он обрабатывается следующим образом. Заготовляются полоски березовой фанерки шириной около 3— 4 мм (см. рис. 70, в), и от них отрезаются ножом произвольно и различной формы кусочки в виде треугольников, четырехугольников, трапеций. Получив таким образом несколько десятков кусочков, можно сразу же выстлать ими часть фона, располагая их (пинцетом или острием иглы, ножа) на покрытую столярным клеем поверхность чаши и подгоняя поплотнее один кусочек к другому. Образующиеся местами зазоры между ними будут заполнены столярным клеем и не станут вредить общему фону, составленному из кусочков древесины и тонких прожилок клея. Различный поворот кусочков по направлению волокон создаст интересное мерцание и игру света после полировки фона. Небольшая проба на одном из его участков покажет, что однотипные кусочки березовой фанерки полезно разнообразить другой, более темной древесиной (лучше тоже из березы), а также и отдельные участки фона выполнять более или менее светлыми, не выходя, однако, из общей гаммы. Это будет зависеть от характера набора, который окружается фоном.

Границы между шестью звеньями фона чаши можно выделить, наклеив узкую полоску светлой или более темной древесины.

Окончательно высохший набор шлифуется шкуркой или лакируется. Предварительное покрытие его растительным маслом нежелательно, гак как оно дает большее потемнение светлой древесине, чем лак.

В заключение заметим, что составная, склеенная из четырех кусков чаша вазы также будет иметь некоторые преимущества, особенно, если мастер решится выполнить вазу крупных размеров. При этом значительно облегчается выемка внутренней полости. Для большей прочности склеенных частей чаши к ней со стороны дна можно приклеить крестообразно два листа шпона, прежде чем соединить чашу с листьями и ножкой. Внутренние швы, образовавшиеся при склеивании, будут закрыты деревянным мозаичным набором и маркетри.

Может быть, конечно, и решение выполнить чашу вазы из целого куска дерева без облицовки ее мозаичным набором, если поверхность чаши достаточно декоративна и удачно обработана. Но в этом случае придется, очевидно, отказаться и от декорирования вазы светлыми шариками и листьями, т. е. искать другое оформление.


МенюL