резьба по дереву


16.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Некоторые сюжеты для использования в маркетри и в резьбе по дереву

В этом разделе приведены сюжеты, которые могут быть использованы начинающим маркетристом или резчиком по дереву в плоскорельефной или в барельефной резьбе. Темы сюжетов подобраны так, чтобы дать маркетристу свободу в подборе цветового решения композиции, часто диктуемой имеющимся в его распоряжении материалом (рис. 119 и 120).

На рис. 121 и 122 даны разработанные автором силуэты животных, ими можно воспользоваться и в предлагаемой композиции, и как материалом для создания читателем (резчиком или маркетристом) своего сюжета. Эскизы описываемых композиций могут быть реализованы не только как столешницы или панно для детской комнаты, например, но и как центральная часть интарсии при украшении пола. Техническая сторона выполнения этой интарсии в соединении с другими видами техник будет описана в следующих разделах.

На рис. 123 показана верхняя часть геридона, декорированного резьбой и набором маркетри. Рис. 124 и 125 дают возможность резчику, пожелавшему изготовить такой столик, применить для увеличения рисунок набора маркетри и взять за основу предлагаемую конструкцию столешницы. Рисунок ее рассчитан на построение с помощью циркуля и выполнение набора из трех пород древесины. Для удобства построения полезно окружность контура разделить на 32 части и провести радиальные прямые линии. Они дадут границы некоторых элементов композиции, облегчат определение центров дуг и величин их радиусов.

Рис. 119. Элементы растительных орнаментов для выполнения в маркетри или в резьбе Рис. 122. Композиция с силуэтами лошадей — материал для сюжета в маркетри, плоскорельефной резьбе
Элементы растительных орнаментоЭлементы растительных орнаментов для выполнения в маркетри или в резьбе Композиция с силуэтами лошадей — материал для сюжета в маркетри, плоскорельефной резьбе
Рис. 120. Животные в сюжетных композициях для выполнения в технике маркетри, интарсии и в резьбе Рис. 123. Столешница для геридона — общий вид

Животные в сюжетных композициях для выполнения в технике маркетри, интарсии и в резьбе Столешница для геридона — общий вид

Рис. 121. Сюжет для столешницы (маркетри) или для пола (интарсия)
Рис. 124. Столешница для геридона — план для набора методом маркетри
Сюжет для столешницы (маркетри) или для пола (интарсия) Столешница для геридона — план для набора методом маркетри

Рис. 125. Столешница для геридона — поперечный (а) и продольный (варианты конструкции 6 и в) разрезы столешницы. Вид сверху (г) и вид снизу (д) на часть столешницы. Заготовка детали 06 (е). Позиции:
01 и 02 — основные доски каркаса; 03 — распорные рейки между дисками; 04 и 05 — детали облицовки; Об — деталь облицовочного шнура; 07 — верхний круг столешницы; 08 — опорный диск стойки; 09 — нижний круг столешницы; 10 — деталь облицовочного канта; 11 — декоративные штифты; 12 и 13 — соединительные штифты. Повторное обозначение деталей 06 и 10 показано двойными полочками

Столешница для геридона

Дадим пояснения к выполнению столешницы, изображенной на рис. 125. Для удобства подбора материала чертежом предусмотрены две конструкции столешницы.

Конструкция первого варианта (а; б). Основа столешницы делается из двух кругов многослойной фанеры (01 и 02), между которыми на столярном клею монтируются распорные планки (03) из обычных сосновых брусков, предварительно обработанных по очерку окружности. Несколько распорных планок или маленьких стоек помещается и в середине для выравнивания плоскости крышки, а также для того, чтобы она не пружинила. Место их должно быть рассчитано и отмечено на внешней поверхности фанерных кругов. Если мастер не располагает необходимым прессом, можно при склеивании применить гвозди: или для окончательного забивания одновременно со склеиванием, или с загибом их только для прижатия и с последующим их вытаскиванием. Гвозди упрощают работу: сначала последовательно прибивается к каждой рейке (03) на клею один круг фанеры, затем надбиваются во второй круг все гвозди в размеченные места против планок склеивания, места склеивания смазываются, и круг прибивается. Для сокращения времени операции клей лучше наносить только на планки в горячем виде, но обильно, с расчетом на его выжимание.

Образовавшийся диск столешницы обклеивается по цилиндрической поверхности деталями 04 и 05 строго заподлицо к обеим плоским поверхностям диска. Поверхность шва склеивания подгоняется или под плоскость (обрабатываются последовательно детали 03), или под окружность (выбирается незначительное углубление в детали 04 или 05). Точная подгонка обязательна только в боковом соприкосновении деталей.

Склеивание делается с применением стягивающей обмотки из нескольких витков резинового шнура с подсовыванием под обмотку последовательно каждой из деталей с нанесенным клеем на поверхности соприкосновения с деталью 03 и с приклеенной ранее деталью 04 или 05. Работа ведется на столе или полу с использованием подстилки из газет. Облицовочные детали 04 и 05 выполняются из хорошей древесины, которой располагает резчик. Они могут быть однотонными (только детали 04) или из двух контрастных пород, т. е. с включением узкой детали 05 светлого дерева (береза, липа). Чертеж рис. 125,6 рассчитан на 12 деталей 05 и на 36 деталей 04, поставленных вертикально по направлению волокон. Конструкция может предусматривать и иное количество деталей 04, например с использованием буковых паркетных планок.

После высыхания всех приклеенных деталей доделываются торцевые (плоские) поверхности диска. Обрабатывается поверхность вращения деталей 04 и 05 до полировки включительно, чтобы потом, после сборки, этой поверхностью уже не заниматься.

Облицовочные детали 06, образующие витой шнур столешницы (см. рис. 125,г), выполняются из дощечек одной из двух выбранных резчиком пород древесины. Толщина их увязывается с толщиной круга 07, выполняемого из любого материала: многослойной фанеры, досок в настил на клею на круг 01, древесностружечной плиты, реек с покрытием фанерой. Диаметр круга 07 и соответственно длина деталей 06 могут быть произвольными в зависимости от имеющегося материала. Форма деталей 06 диктуется резьбой витого шнура. По ширине она должна совпасть с любыми прорезями витков шнура, по наклону боковых сторон она также совпадает с направлением этих прорезей витков. Построением на рис. 125,г показано, что удобно для этого провести окружность вдвое меньшего диаметра, чем диаметр всей столешницы, и давать направление сторон детали 06 как касательных к этой окружности. При направлении волокон древесины детали 06 вдоль таких касательных (приблизительно) упрощается техника резьбы витого шнура, его обработка, сохраняется идентичность внешнего вида шнура после отделки столешницы.

Приклеивается к диску столешницы сначала круг 07. Можно применить гвозди для сжатия при склеивании, как это делалось при монтаже диска, следовательно, лучше предварительно наметить расположение центральных планок, где можно применить длинные гвозди.

При желании изготовить более качественную поделку можно избежать соединения гвоздями, применив способ сжатия при склеивании струбцинками по периферии и четырьмя-пятью болтами с гайками в середине, для чего надо предварительно просверлить сквозные отверстия через фанерные круги и распорки. Эти отверстия используются для всего монтажа, начиная с кругов 01 и 02. Заделывать их пробками впоследствии нужно только в местах лицевой фанеровки (или покрытия маркетри), так как снизу они будут закрыты (так надо рассчитать) диском 08 стойки стола.

Детали 06 наклеиваются на столешницу последовательно партиями по мере их готовности. Особенно выверяется поверхность контакта и форма резьбы витого шнура. Аналогично монтируются круг из многослойной фанеры 09 и облицовочные детали 10.

Декоративные штифты 11 вставляются в просверленные отверстия после всего монтажа столешницы. Они помогают замаскировать стык деталей 10 и увязывают композицию декора. Если витой шнур и детали 05 делались из светлой древесины, а детали 04 — из темной, то штифты 11 будут также светлыми.

Конструкция второго варианта (в). Предусматривает возможность замены деталей 04 на долевые планки при наличии соответствующего материала. В таком случае вставки контрастного дерева 05 обязательны, чтобы снять границу между образующимися секциями из деталей 04. Уменьшаются объем работы и риск неудачной стыковки при многочисленных швах предыдущего варианта. Но может быть потеря во внешнем виде при некачественном материале. Как видно из чертежа, упрощаются также форма и обработка распорных планок между кругами 01 и 02, в остальном конструкция и монтаж аналогичны описанным выше.

Фанеровка или покрытие столешницы набором маркетри. Выполняется в последнюю очередь, после монтажа со стойкой геридона. Нет необходимости делать этот облицовочный слой заподлицо с деталями 06. С большим выигрышем для декора он может дать незначительный уступ. Его строгий круговой контур обрезается и уточняется после облицовки.

Монтаж столешницы и стойки геридона. Отверстия под шип стойки вырезаются во всех составных фанерных кругах столешницы предварительно. Окончательно они подгоняются под шип после сборки всей столешницы. Прочность соединения стойки со столешницей усилена диском 08 и деревянными штифтами 12, которые сажаются в отверстия до облицовки столешницы шпоном или набором маркетри.

Соединение диска 08 со стойкой также усилено штифтами 13. Кроме посадки столешницы на клею на шип и забивания трех-четырех штифтов 12 диск 08 крепится к столешнице шестью шурупами.


МенюL