28.01.2011 Гульянц Э.К., Базик И.Я. Обновлено 17.02.13

Матрешка

Цель. Учить детей использовать бересту для изготовления человечков; закреплять навыки работы с разнообразным природным материалом; активизировать мыслительную деятельность на занятии; формировать дружеские взаимоотношения в процессе коллективного труда.

Материал и инструменты: береста, выкройка, материя, несколько соломинок, проволока, клей; ножницы, кисточка.

Матрешка

Ход работы. Воспитатель показывает детям набор деревянных матрешек с хохломской росписью и говорит, что сегодня они будут мастерить такие же игрушки, потом из них составят хоровод.

На учебной доске выставляют схематический рисунок будущей поделки. Дети рассматривают его, выделяют части игрушки, определяют виды природного материала, из которого можно смастерить такую игрушку. В ходе обсуждения отмечают зависимость внешнего вида игрушки от использованного материала.

Затем приступают к анализу процесса изготовления матрешки. Воспитатель просит ребят самостоятельно определить принцип создания игрушки, выделить основные трудовые операции и спланировать последовательность этапов работы.

Дети выясняют, что начинают работу с заготовки материала: из куска распрямленной бересты по шаблону выкраивают форму трапеции для сарафана, из другого куска коры по выкройке вырезают круг для головы, рукава и ладони матрешки вырезают ножницами из полоски коры (их можно предварительно нарисовать карандашом).

На втором этапе мастерят голову матрешки. Сначала рисуют лицо, затем вырезают из мягкой бумаги (или ткани) косынку. Далее соединяют голову и туловище, для этого голову вставляют в сарафан. К голове матрешки прикрепляют несколько соломинок — это волосы — и повязывают платочек. Руки приклеивают к сарафану.

Воспитатель проверяет нарисованные детьми схемы последовательности изготовления поделки и предлагает приступить к созданию игрушек. Готовых матрешек можно укрепить на подставке, сделанной из коры дерева.

В ходе работы воспитатель поощряет проявление взаимопомощи между детьми, контролирует их действия, помогает ребятам обрезать ножницами кору. В конце занятия он подводит итог сделанной работы. При оценке готовых изделий воспитатель отмечает старание детей, подчеркивает, что сегодня они трудились каждый над одной игрушкой, а все вместе сделали много матрешек, которые можно объединить в хоровод.


МенюL