04.12.2013 АСТ пресс Обновлено 22.01.14

Конь златогривый

У древних славян конь почитался как символ солнца — божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами, оберегающими человека, когда он находился далеко от дома. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь — посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень — бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35в).

Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г).

У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают «веревочкой» — специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.

Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35д).

Конь златогривый

Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив таким образом туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.

На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полосок плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец приступают к завиванию хвоста.

Солому опускают на одну-две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных «бигуди» (рис. 35е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку.

Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных «бигуди». Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Таким же способом завивают все остальные полоски, используя заготовленные «бигуди». Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с «бигуди». Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодною воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.


МенюL