04.12.2013 АСТ пресс Обновлено 22.01.14

Народные игрушки из соломы

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог при случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку.

Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалится, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочем.

Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в «маленьком Афанасии» ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова в основном в сухмень, когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Подтравкой подразумевали болотные растения — рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что «маленькие Афанасии» появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днем рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые, словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей — столько, сколько может вместиться в левой руке, — подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку все же руки взросл ой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но несмотря на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединенные вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю — бородой, или колосовищем (рис. 29а).


Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное — колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.

Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29в). Причем снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырехугольник-венец. Каждый крестец состоял из трех - четырех венцов.

Но все же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово «суслон» образовано от древнерусского «суслонять», то есть прислонять. В названии очень точно отражен сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа («брата») ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.

В другой загадке спрашивается, что такое — девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству «братьев», речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.

Простой и остроумный прием защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29г). На Севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленной для этих целей (рис. 30б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Прием насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приемы вязки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно-прикладное искусство — и в первую очередь на художественную обработку соломы. Те же приемы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

Масленичная кукла, так называемая «Кострома», олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный «ваятель», который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как-то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, Что попало в руки, — из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины — платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.


МенюL