04.12.2013 АСТ пресс Обновлено 22.01.14

Плетение из соломы

Во всех уголках мира народные умельцы использовали для своей работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности.

Например, в Японии, Вьетнаме и Китае, где рис — главнейшая зерновая культура (рис. 21 г), народные мастера прекрасно изучили свойства рисовой соломы и научились искусно ее использовать для изготовления всевозможных изделий.

В Западной Европе, где поля искони засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома (рис. 21а). Золотистый цвет, переливчатый блеск, легкость, пластичность и достаточно высокая прочность пшеничной соломы способствовали возникновению изделий, наиболее полно раскрывающих красоту именно этого природного материала. На внешнем виде каждого изделия отражались не только особенности национальной культуры, но и свойства материала, из которого оно сделано.

В России, Беларуси и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, из муки которой и по сей день выпекается черный хлеб. Пшеница, мука которой шла на выпечку белого хлеба, попадавшего на стол в виде пирогов, булок, кренделей, баранок, занимала несравненно меньшие посевные площади. В повседневной жизни крестьянам чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой (рис. 21б).

Именно она шла в основном на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. При случае использовалась также пшеничная, ячменная (ячная) (рис. 21 в) и овсяная (рис. 21д) солома. Но при этом обязательно учитывались особенности каждого вида соломы, недаром крестьяне сложили поговорку: гречневая солома кривая, ячная смачная, пшеничная пышная.

Ржаница, как в старину называли ржаную солому, была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько гибкой, что из нее можно было сплести очень мелкие изделия с тонкой отделкой. Форма изделия, полученная во влажном состоянии, хорошо сохраняется после высыхания соломы. Ржаная солома очень прочная и упругая. Поэтому она пригодна для плетения изделий, испытывающих значительные нагрузки, — корзин, сумок, ковриков.

В художественных изделиях большое значение имеет интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломы. По мнению мастеров, таких оттенков у соломы около сотни — от белого и желто-лимонного до буро-желтого и красно-коричневого. Эти свойства особенно ценятся в инкрустационных работах.

Сравнительно длинный стебель ржи дает возможность выплетать прочные изделия, поскольку соломины приходится реже наращивать в процессе плетения.

Раньше, когда хлеба жали серпом или косили косой со специальным приспособлением, напоминающим грабли, стебли злаков не мялись и не ломались, а оставались такими же прямыми, какими были на корню. После обмолота хлеба цепами солому можно было смело пускать на самые тонкие поделки, поскольку она сохранялась целиком.

Нынешние мастера, работающие с соломкой, не имеют такого изобилия природного материала. Современным уборочным машинам нет Дела до соломы. После того как солома пройдет через чрево комбайна, на поле останутся кучи перепутанных измятых стеблей. И годна такая соломка разве что на подстилку скоту. Умельцам приходится довольствоваться теми стеблями, которые остались случайно на обочинах полей. Но добросовестный комбайнер даже такой возможности не оставит для тех, кто хотел бы заготовить хоть немного соломы. Однако, если бы даже рожь и пшеницу жали серпом, не всякий требовательный современный мастер спешил бы заготовить такую солому. Во-первых, современные работники сельского хозяйства заинтересованы в том, чтобы рожь и другие злаковые культуры имели более короткие стволы — такие злаки более устойчивы к полеганию; во-вторых, из-за минеральных удобрений, применяемых на полях, даже хорошо распаренная солома легко ломается и не пригодна в первую очередь для плетения.

Вот потому-то требовательные мастера, живущие в сельской местности, стараются отвести хотя бы небольшой клочок земли в огороде, чтобы посеять на нем рожь или пшеницу.

Стоит ли говорить, что миниатюрному полю величиной всего в несколько квадратных метров не так уж трудно уделить внимание, хорошо удобрить навозом, печной золой, компостами и прочими естественными удобрениями. А если не полениться и протянуть через все поле специальные проволочные опоры, то выросшая на нем высокая рожь сможет выдержать если не бурю, то по крайней мере сильные шквалы порывистых ветров.

Есть и еще одна причина, заставляющая мастеров самостоятельно выращивать и рожь: материал всегда под рукой, а стебли можно срезать на любой стадии развития растения, например в период колошения, когда солома имеет серебристозеленый цвет, или в начальной стадии созревания зерна, когда ствол начинает золотиться, и, конечно же, в конце лета, когда он наливается густым янтарем.

Палитра цветовых оттенков соломки станет еще богаче, если наряду с культурными использовать и дикорастущие злаки, имеющие серебристые оттенки. На лугах, пастбищах и на опушке леса можно всегда встретить зубровку, белую полевицу, сборную ежу, бор развесистый, мятлик луговой, овсяницу, тимофеевку, костер, трясунку, (рис. 22а—к), вейник, щучку, или луговик, и другие злаковые растения. Их стебли вполне пригодны как для плетения, так и для инкрустационных работ. Они вполне могут выручить тех, кто не имеет возможности достать солому ржи или пшеницы. Даже непрошеный гость наших полей и огородов — всем известный сорняк пырей — тоже пригоден для работы.

Стебли растений жнут серпом или срезают большим ножом под самый корень. О том, как жать и вязать снопы, подробно рассказано в разделе «Соломенная кровля».


МенюL