12.12.2013 АСТ пресс Обновлено 22.01.14

Квасцевание (закрепление) красителя

Чтобы растительные красители прочно держались на материале, не выгорали на свету и не боялись стирки, их необходимо закрепить солями металлов — протравой. Процесс обработки материала протравой называют квасцеванием. Квасцевание можно выполнять перед крашением, во время крашения и после него. Выбор способа квасцевания зависит от особенностей растительного сырья и отражается на тональности окрашивания. Если хотят сохранить естественный цвет природного красителя, получить более светлые и чистые тона, то применяют алюмо-калиевые квасцы (двойную сернокислую соль калия и алюминия).

При окрашивании материала в желтые, зеленоватые, серые и коричневые тона в качестве закрепителя используется медный купорос (сернокислая медь).

Если же хотят получить в сочетании с определенным экстрактом темно-серый, темно-коричневый и черный цвета, то для квасцевания используют железный купорос (сернокислое железо). Медный и железный купорос продается в хозяйственных магазинах.

Хромовые квасцы (сернокислый хром и калий-хром сернокислый) применяют в тех случаях, когда необходимо получить зеленовато-серые (цвет хаки), бежевые и коричневые тона.

С помощью оловянной протравы (хлористого олова) можно получать самые различные оттенки желтого цвета.

Железоаммониевые квасцы (железа-аммония сульфат) используются при получении голубых, серо-голубых и синих холодных тонов. Железоаммониевые и хромовые квасцы можно приобрести в магазине фототоваров.

Протравный раствор составляют из расчета 3—10 г солей металлов на 1 л воды. Если нужно получить более светлые тона, то кладут минимальное количество квасцов, а если темные — максимальное. Протравленный раствор тщательно перемешивают и опускают в него подготовленные для квасцевания промытые и обезжиренные материалы. Раствор кипятят на медленном огне в течение часа, не забывая периодически перевертывать материал деревянной палкой или щипцами. Закончив Квасцевание, материал извлекают из протравы, слегка отжимают и опускают в посуду с красильным экстрактом. Если же используется одна и та же посуда, то из нее выливают отработанные квасцы и заливают экстракт, который затем доводят до кипения. Именно в этот момент происходит непосредственное окрашивание ткани. Материал кипятят в экстракте в течение одного часа. Чтобы прокрашивание было равномерным и глубоким, материал время от времени переворачивают и опускают в экстракт всплывающие части.

Окрашенную ткань вынимают из красильного раствора и, не ополаскивая в воде, вывешивают сушить примерно на сутки. За это время, как говорят мастера, краситель дозревает. Только после этого материал можно как следует прополоскать в чистой воде, чтобы удалить оставшиеся сверху частицы красителя.

Технологию крашения растительными красителями можно осваивать, обрабатывая небольшие лоскутки белой ткани. Окрашенные лоскутки можно использовать как образцы, наклеив их на белый картон и сделав под каждым подписи, указывающие, какое в каждом конкретном случае использовано сырье, а также протрава. Сырье для получения экстрактов на первых порах используют самое доступное. Даже в городе всегда найдутся сорные травы, содержащие красящие вещества. Если, скажем, дело происходит летом, то на пустыре всегда можно набрать цветы донника и листья чернобыльника. С ними-то в первую очередь и проводят различные эксперименты. Только потом, когда будут получены хорошие результаты, можно расширить палитру травяных красителей. Сделать это, конечно же, проще всего на садовом участке или в деревне.

Как уже говорилось, красящие вещества содержат не только дикорастущие, но и культурные травянистые растения.

Картофельная ботва. Сохранившие свежесть верхние побеги картофельной ботвы вместе с листьями тщательно измельчают, заливают мягкой водой, добавляют оловянную протраву, перемешивают все вместе и кипятят на медленном огне. Обработанные таким способом ткань и пряжа окрашиваются в лимонный цвет. Если же вместо оловянной протравы использовать железный купорос, то можно получить темно-зеленый цвет.

Календула (ноготки). Календула разводится в садах как декоративное и лекарственное растение (рис. 80а). В отваре цветов календулы с добавлением алюмо-калиевых квасцов окрашивают шелк и шерсть в оранжевый цвет.

Душица. Душица растет в средней полосе в диком виде, но ее довольно часто выращивают в огороде как пряное и лекарственное растение (рис. 80б). Используются листья и цветы, а стебли идут в отходы. Между тем отвар измельченных стеблей душицы с добавлением в него железного купороса окрашивает пряжу и ткань в черный цвет.

Ревень. После травления ткани медным купоросом с последующей варкой в экстракте корней ревеня (рис. 80г) получают буро-зеленый цвет.

Лук репчатый. Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу. Темножелтый цвет получают окрашиванием ткани в отваре шелухи после протравливания ее алюмо-калиевыми квасцами. Если ткань протравить в железном купоросе, а затем отварить в луковом экстракте, то она окрасится в зелено-бурый цвет. Материал можно окрашивать в простом отваре луковой шелухи, без применения какой-либо протравы. Шелуху заливают, допустим, вечером мягкой дождевой или снеговой водой и настаивают до утра. Затем в настой погружают окрашиваемый материал и кипятят на медленном огне около двух часов. В итоге материал окрашивается в оранжевый цвет.

Дикорастущие травы, из которых можно извлекать красящие вещества, не нанося вреда природе, в основном сорняки. Они в изобилии растут вблизи жилища, на пашнях, лугах, пустырях и залежах.

Крапива. О ней уже был разговор в первой части книги. Свежие листья крапивы двудомной (рис. 80в) окрашивают ткань в зеленый цвет (после протравы ее алюмо-калиевыми квасцами), а сухие — в желтый. Экстракт корней после протравы хлористым оловом придает ткани и пряже золотистый оттенок.

Щавель конский. Это приметное растение (рис. 81 д) растет у домов, на лугах, в разреженных лесах, на склонах оврагов, по берегам рек и как сорняк в огороде. Особенно приметным конский щавель бывает на пастбище, когда коровы выщипают вокруг него траву. Тогда султаны соцветий, усыпанные бесчисленными зелеными кружочками, похожими на прудовую ряску, сразу же бросаются в глаза. К осени султаны становятся красно-коричневыми. Вываренные с алюмо-калиевыми квасцами, они окрашивают ткань только в красно-бурый цвет. В голодные годы плоды конского щавеля ошмыгивали, молотили и добавляли в муку. Известно, что порошком из его корня раньше чистили зубы. В сухих корнях содержится 5,5% дубильных веществ, которые, соединяясь с солями железа, дают темное окрашивание. Ткань, предварительно протравленная в железном купоросе, а затем выпаренная в экстракте корня, приобретает коричневый цвет. Бежевую окраску приобретает ткань, протравленная предварительно медным купоросом.

Пырей. Об этом злаковом растении (рис. 81в) уже упоминалось как об одном из самых доступных материалов для спирального плетения и кровельных работ. Но кроме того, пырей исстари использовался как краситель для окрашивания шелка и шерсти. Из корней, заготовленных весной, получают экстракт, в котором после предварительной обработки железоаммониевыми квасцами ткань приобретает синий цвет. Ткань, протравленная алюмо-калиевыми квасцами, в отваре листьев и стеблей пырея окрашивается в желтый цвет.

Ромашка. С ранней весны до глубокой осени на полях и лугах, вдоль дорог и у жилья цветет ромашка (рис. 80д). Ткань, пряжа, протравленные алюмо-калиевыми квасцами, окрашиваются в экстракте ромашки в яркий желтый цвет.

Василек синий. У хлеборобов василек (рис. 81а) считается злейшим сорняком, тем не менее это один из любимых в народе цветов.

Чтобы получить синий цвет, лепестки васильков отваривают вместе с железным купоросом, а для получения василькового — с уксусом.

Полынь обыкновенная (чернобыльник). Среди множества достоинств, которыми обладает это широко распространенное растение (рис. 81б), — способность окрашивать различные ткани в желтый и зеленый цвета. Если после вываривания в экстракте из листьев полыни ткань опустить в раствор алюмо-калиевых квасцов, то она окрасится в лимонно-желтый цвет. Та же ткань в растворе хромовых квасцов обретет зеленую окраску.

Тысячелистник. Розовые, белые и светло-сиреневые щитковидные соцветия тысячелистника (рис. 81 г) в течение всего лета можно видеть на полях (как сорняк), лугах, в светлых лесах и рядом с жильем человека. Из травы тысячелистника, в зависимости от способов обработки, можно получить желтую и зеленую краски. Если перед крашением в экстракте тысячелистника ткань протравить в железном купоросе, она окрасится в желтый цвет. Для получения зеленого цвета ткань вначале кипятят в отваре тысячелистника, а уже затем опускают в водный раствор хромовых квасцов.

Донник желтый. Почти повсюду, где в результате деятельности человека нарушен естественный земляной покров (чаще всего в карьерах, на пустырях, парках и залежах), встречаются заросли желтого и белого донника (рис. 82а).

Из цветов желтого донника издавна получали экстракт, которым ткань окрашивается в яркий и насыщенный желтый цвет. Перед окрашиванием в экстракте материал протравливают алюмо-калиевыми квасцами или оловянной протравой. Как красильное растение желтый донник и по сей день используется, например, во Франции.

Признанным красителем донник является и у народов Средней Азии.

Сурепка. Весной на лугах и полях, на межах и вдоль дорог растет сурепка (рис. 82б), выделяясь яркими желтыми цветами. Кое-где сурепка введена в культуру и из ее семян получают масло. В средней полосе сурепка все же чаще встречается как злостный сорняк. Так же как и у донника, цветы сурепки используются для окрашивания материала в желтый цвет. Перед крашением материал обрабатывают раствором алюмо-калиевых квасцов или оловянной протравой.

Вербейник. Яркие желтые цветы вербейника (рис. 82в), собранные в пирамидальные метельчатые соцветия, можно встретить не только летом, но и осенью. В красильном деле растение используется целиком. Извлеченными из него красящими веществами окрашивают шерсть и растительные волокна в коричневые и черные тона. С особым почтением относились к вербейнику парикмахеры, использовавшие вытяжки из этого растения для окраски волос в темный цвет. Приметили вербейник и деревенские модницы, румянившие щеки кожицей, снятой с его корня. Все оттенки — от коричневого до черного — получали красильщики из различных частей растения. Краситель закрепляли в растворе железного купороса.

Льнянка. Уже в начале лета на полях, обочинах дорог, на опушках сосновых лесов и всюду, где преобладает песчаная почва, расцветает льнянка (рис. 83б). Желто-оранжевые кисти растения напоминают декоративные пирамидальные свечи, а узкие листья — листья льна. Возможно, растение получило свое имя из-за листьев, но не исключено, что этому способствовало использование цветов растения для окраски льна в желтый цвет. Краски на ткани закрепляются алюмо-калиевыми квасцами или оловянной протравой.

Пижма. С середины лета на лугах, вблизи дорог и жилья расцветает пижма (рис. 82г). Ее яркие желтые цветы можно видеть до самой поздней осени. Желтые корзинки-пуговки собраны в кисти, напоминающие рябину, листья тоже отдаленно похожи на рябиновые. Видимо, поэтому пижму в народе называют дикой рябинкой. Из цветов дикой рябинки можно получить хороший желтый краситель. Перед крашением в экстракте из цветов пижмы материал протравливают алюмо-калиевыми квасцами.

Подорожник. Это растение (рис. 83г) особо представлять не надо. Растет он у всех на виду вдоль проселочных дорог и тропинок. В Болгарии из цветов подорожника извлекали краситель, которым окрашивали материал в серо-голубой цвет. В качестве протравы использовали железоаммониевые квасцы.

Череда
. В начале лета у дорог и тропинок, проходящих по сырым местам, на низких берегах речек и ручьев, на дне оврагов зацветает череда трехраздельная (рис. 83в).

Из цветов череды получают экстракты, окрашивающие шерсть и шелк, а также хлопчатобумажные ткани в желто-оранжевый цвет после травления алюмо-калиевыми квасцами. Отвар листьев с медным купоросом дает кремовую окраску, а с железным — темно-коричневую.

Марена красильная. Произрастает марена (рис. 83а) в южных областях европейской части страны. Само название говорит о том, что растение прежде всего использовалось в красильном деле, хотя его корни являлись еще и лекарственным сырьем. На юге России и на Кавказе марена выращивалась специально для получения из ее корней красной краски (цвета бордо). Они могут дать около десятка оттенков красного цвета. Корни марены собирали ранней весной и сушили под навесом. Красно-бордовый цвет, который можно получить с помощью корней марены, был излюбленным у мастеров-ковроделов Кавказа. Преобладанием этого цвета отличались знаменитые карабахские ковры. Корни марены измельчали и отваривали в течение нескольких часов. Перед тем как опустить в экстракт марены шерстяную пряжу, ее предварительно вымачивали в растворе квасцов, который подкисляли соком из алычи.

Подмаренник настоящий. На склонах холмов, в редкостойных хвойных и лиственных лесах, а также на заливных и суходольных лугах все лето красуются собранные в густые метелки ярко-желтые соцветия подмаренника (рис. 83д) — травянистого растения из семейства мареновых. Над зарослями цветущего растения стоит медовый аромат, который усиливается перед ненастьем. В отличие от своей родственницы марены красильной подмаренник растет в нашей стране почти повсюду, кроме Арктики и Средней Азии. Хотя подмаренник официально не называют красильным растением, его исстари применяли в красильном деле для окрашивания шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Красящие способности подмаренника столь велики, что у коровы, отведавшей ненароком его листья и цветы, молоко окрашивается в красный цвет, к тому же быстро скисает. Подметив эту особенность, хозяйки стали в случае необходимости класть в свежее молоко одну-две ветки подмаренника, и оно довольно быстро створаживалось. Поэтому во многих местах его называли млекоседом и сыворотнем. Красящие вещества добывали из надземной части подмаренника и корней. Отвар из корней окрашивает шерстяные и хлопчатобумажные ткани в красно-коричневый цвет, а экстракт из цветов — в желто-зеленый.

Но кроме красно-коричневого и желто-зеленого из подмаренника извлекали также красный краситель. О том, что на Русском Севере и поныне не забыт способ получения из подмаренника красной краски, свидетельствует современный писатель О. Ларин: «"А как получить красный цвет ?" — поинтересовался я у Анны Фомичны и ее подруг. "А из подмаренника травянистого, — охотно объяснила хозяйка. — Сначала сушу его цветы, потом растираю их — и в кипяток с квасцами. Прокипячу полчаса — вот тебе и отвар!"»

Подмаренник северный. Почти повсеместно встречается растение, как две капли воды похожее на подмаренник настоящий. Правда, соцветия у него менее пышные, да и цветки не желтые, а белые. К тому же отсутствует неповторимый медовый аромат: запах у цветков слабый, травянистый. В молоко их бросать нельзя, да и краски из них не сделаешь. Зато корни его содержат красно-коричневый краситель с вишневым оттенком, которым можно окрашивать ткани, рогоз, камыш и солому. Чтобы убедиться в присутствии в корне красителя, достаточно выкопать его из земли, очистить и растереть между пальцами: на них сразу же появится густое вишнево-красное пятно.

Старинные рецепты изготовления растительных красителей все реже и реже применяются в современном быту. Уже утеряны секреты получения из вайды (растение семейства крестоцветных) когда-то широко распространенной синей краски — крутика, заменявшего привозную краску индиго.

Среди красителей, получаемых из растений, произрастающих в средней полосе, преобладают желтый и зеленый цвета, за ними идут коричневый и черный. Более редкими являются красная и синяя краски. Об этом можно судить хотя бы по списку красок, получаемых из уже знакомых нам растений.

Красный: марена (корни), подмаренник (стебли и цветы), щавель конский (семена).

Оранжевый: календула (лепестки), череда (цветы), лук (шелуха).

Желтый: ромашка (цветы), крапива (сухие листья, корни), пырей (листья и стебли), нивяник (цветы), чернобыльник (листья), тысячелистник (листья), донник (цветы), сурепка (цветы), льнянка (цветы), пижма (цветы), картофель (ботва).

Зеленый: крапива (листья), чернобыльник (листья), лук (шелуха), тысячелистник (листья), картофель (ботва).

Синий: василек (лепестки), пырей (корни), подорожник (цветы).

Черный и серый: душица (стебли), вербейник (листья, корень, кора стеблей).

Кремовый и бежевый: череда (листья), конский щавель (корни и соцветия).

Многие сложные цвета можно получить двойным окрашиванием. Например, фиолетовый получается окрашиванием сначала в синий, а потом в красный цвет.

Кроме перечисленных растений, в красильном деле использовались пустырник, чистец, дубровник, дербенник, просвирник, чистотел, горец, лобазник, гравилат (речной и городской), калган, коровяк, физалис, паслен черный, девясил, гулявник, зверобой, мышиный горошек, чина, огуречная трава, переступень, вереск, дрок красильный, черника, горечавка и многие другие.

Хотя палитра растительных красителей в основе своей не отличается особой яркостью, она поражает бесконечным разнообразием тончайших цветовых оттенков, характерных для среднерусского пейзажа с
его неповторимым разнотравьем.


МенюL