09.04.2014 Жукова О. Г. Обновлено 09.04.14

О коже, что всех тканей дороже

Жил в стародавние времена в стольном граде Киеве богатырь Никита — кожи мял да дубил, потому и прозвище ему дали — Кожемяка. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что — человек, одолел Никита во честном бою даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград. Сказал лишь: «Не ради награды я со змеем бился, а людей пожалел. Мне моя работа всех ваших даров милее. Пустите меня обратно в слободу Кожевенную». И вернулся Никита к себе домой в слободу. Опять стал кожи мять, в светлом Днепре вымачивать.

Не случайно именно кожевенных дел мастером изобразил народ славного богатыря. Ведь уже в те времена былинные кожевники были в особом почете, а из кожи, выделанной их руками, каких только изделий не делали.

В первую очередь, конечно, — обувь и одежду, а еще — оружие (например, пращу, а позднее — части камнеметательных орудий), воинские доспехи (щиты и панцири), колчаны для стрел, легкие лодки-оморочки, конскую упряжь, маски для представлений скоморохов, а самое главное — пергамент, на котором писались в старину книги.

Археологические раскопки показали, что еще в каменном веке древние мастера умели добротно выделывать кожу и шла она даже на строительство жилищ. Их остатки обнаружены, в частности на Украине, в Сибири (стоянка Мальта), да и на других континентах.

Уже на древнеегипетских фресках можно рассмотреть основные этапы работы древних кожевников. Есть на них и дубление, и отделки кожи.

А миру в те годы была уже известна продукция из Азии — персидская и вавилонская кожи.

Сотни лет товары из этих частей света вывозились в Европу, пока французским мастерам в XVIII веке не удалось раскрыть секреты их производства и наладить выпуск у себя.

В Восточной Европе — у болгар, русских, венгров, турок — обработка кожи в очень давние времена достигла высокого уровня. Писал об этом авторитетнейший историк древности Плиний Старший.

Мы с вами можем вспомнить и дошедшие до нас образцы предметов быта древних скифов, на которых скифские воины изображены в коже буквально с ног до головы.

В мифах Древней Греции описано путешествие героического Ясона с товарищами за золотым руном в Колхиду. Пережив невероятные приключения и трудности, Ясон достал руно — шкуру легендарного золотого барана и вернулся с ним в Грецию. Не только золотое руно стало его добычей — забрал с собой герой и красавицу Медею. Под ниспадающими складками ее одежд, наверняка, уже был надет прообраз корсета — широкая кожаная полоска, стягивающая фигуру.

Уже в те далекие времена из мягких сортов кожи изготавливались гамаши — накладные голенища, закрывающие ноги от ступни до колена. В Лувре хранится барельеф V века до нашей эры с изображением мифических героев — Эвридики, Гермеса, Орфея. На ногах последнего, как полагают исследователи, надеты гамаши.

Гладиаторы Древнего Рима носили лишь одну гамашу — на правой ноге, т.к. левая была защищена бронзовой поножью.

В ирландском эпосе воспето странствие некоего аббата Брендана с соратниками. Он достиг берегов Северной Америки еще в VI веке. Знаменитый географ и путешественник Т. Северин, исследовав это сказание, пришел к выводу, что аббат — лицо реальное и им действительно было совершено путешествие в Северную Америку. Но из какого же прочного материала должно быть сделано судно, чтобы осилить столь долгое и опасное плавание? Оказалось, что оно было сшито из бычьих шкур. И хотя современные специалисты утверждали, что из-за постоянного нахождения в морской воде обшивка из кожи быстро разрушится, Т. Северин с командой верных друзей смог повторить путь древних мореплавателей в 1976 и 1977 годах.

А вот способ переправляться через широкие реки на надутых воздухом мехах — мешках из шкур был известен многим народам древности. Воины Древней Ассирии делали это еще и с полным вооружением.

Из надутых бараньих шкур строили даже плоты и круглые суда. О них рассказывал «отец истории» Геродот (490—425 гг. до нашей эры). Древние корабелы брали за основу плетеную корзину и обтягивали ее кожей. В таком судне можно было поместить несколько ослов, груз и до четырех человек мореходов. Когда груз был распродан, с судна снимали кожи, нагружали ими ослов и отправлялись в обратный путь. Так мореходы превращались в караванщиков. Когда-то такие лодки были распространены в Вавилонии, да и сейчас их еще можно встретить в обиходе иракцев.

В древности мешки (мехи) повсеместно делали из шкур животных. В них держали воду, вино, молочные продукты. Древние мудрецы глубокомысленно изрекали: «Не вливают вина молодого в меха ветхие»...

А кочевые народы изобрели настоящую кожаную посуду. Она очень легка, прочна, красива, т.к. обычно бывает искусно украшена гравировкой, тиснением, аппликацией. Срок ее службы 40— 50 лет. Кожаные чайники, пиалы, фляги, кувшины прекрасно отполированы, не коробятся и не мнутся, сохраняют форму.

Такой посудой до сих пор пользуются чабаны в Казахстане, Калмыкии... Технология ее изготовления не изменяется уже много веков. Лучшие сосуды изготовлялись из воловьих хребтовых кож.

Удалив мездру и шерсть, шкуру мыли в чистой воде, а затем кроили составные части сосудов, сшивали их, сушили на малом огне. Во время сушки, как писал очевидец: «выделывают руками, как хотят... опухлые и седельные фляги с узким горлом, и для этого держат под огнем беспрестанно и с великим трудом их надувают или насыпают пеплом либо песком и снаружи украшают»...

В разные времена и разные народы делали из кожи совсем уж необычные вещи. Знает мировая история и кожаные деньги, и кожаные обои, и кожаные дома, и кожаные музыкальные инструменты (волынка, барабан).

Но вернемся в Россию, ведь кожевничество — старейший славянский промысел, и нам известно, что оно процветало здесь уже в VI—VII веках. При археологических раскопках в Москве и Новгороде были найдены остатки хорошо оборудованных кожевенных мастерских, относящихся к XI—XII векам.

Дошли до нас и несколько тысяч изделий древних мастеров. В основном это, конечно, обувь, но не только она... Не один век пролежала в земле маска скомороха, а кожа, из которой она сделана, поражает качеством выделки.

В городе Торжке с XIII века выделывали сафьян по восточным рецептам — с помощью кислых хлебов, да потом еще и расшивали его золотом и серебром. Пояса, кошельки, подушки, обувь охотно раскупались заморскими купцами и развозились во все концы света.

Московские мастера в XV веке продавали за границу воловью кожу. В XVI веке продукция москвичей была известна в Литве, Татарии, Турции... А жители стольного града щеголяли в сафьяновых сапожках чуть ли не всех цветов радуги: алых, красных, вишневых, лазоревых, зеленых, пестрых, желтых, «рынжовых», черных, белых...

Те, кто побогаче, отделывали обувь жемчугом и золотом. И даже простолюдины топтали московские мостовые отнюдь не

лаптями. Заморский гость Д. Флетчер писал, что и они носили сапоги, как зимой, так и летом.

Кроме наших предков, никто в мире не умел делать цветную шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять и красную юфть. Последняя была лучше других видов мягких кож, производимых в Германии, Франции, Англии и раскупалась за границей вплоть до начала нашего века.

Но уже в XV—XVIII веках русские кожевники были в числе лучших мастеров Европы, а первый завод, вырабатывающий сафьян, был построен в Москве еще в 1666 году — это на 83 года раньше, чем во Франции.

Ряд указов о налаживании кожевенного производства принял Петр Великий. А уже к 1872 году в России насчитывалось 12 939 кожевенных предприятий, на которых выделывалась и превосходная сафьяновая кожа «как по нежности отделки (руками), так еще более по самой аккуратной окраске в нежные цвета: палевые, бланжевые, сиреневые, светло-голубые» не знающая себе равных.

И все же в русской глубинке всяк крестьянин был сам себе кожевник, шорник, скорняк... От поколения к поколению передавались в семьях секреты и навыки работы с кожей. А от старших к младшим —тулупы (что теперь принято называть дубленками), сапожки да башмаки.

Кожаные вещи в семьях берегли, зная, какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли даже волшебными свойствами. А. Н. Афанасьев писал в своем исследовании «Поэтические воззрения славян на природу»: «На Руси существует любопытное поверье: если в лунную ночь на святках пойти к проруби, разостлать на льду воловью или коневую кожу и, сидя на ней, смотреть в воду, то нечистая сила поднимет кожу, понесет ее по воздуху и покажет все, что должно случиться в будущем».

На самом деле вряд ли кожа сможет помочь заглянуть в будущее, но вот другими «волшебными» свойствами обладает наверняка! Человечество по достоинству оценило ее прочность, практичность, элегантность, пластичность и, благодаря этим качествам, уже не одно тысячелетие не выходит кожа из моды.

А еще кожа — очень доступный и податливый материал, работу с которым может освоить каждый. Попробуйте, и у вас обязательно получится! Ведь в вас заговорит голос предков, которые умели делать из кожи разные полезные вещи. Да и сегодня кожаные изделия, сотворенные своими руками, будут очень кстати в вашем обиходе.


МенюL