резьба по дереву


07.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Усложненный вариант барельефа

Рис. 2. Барельеф виноградной кисти в обрамлении резного орнамента.
Усложненный вариант барельефа

Предлагаемое на рис. 2 обрамление к сделанному барельефу виноградной кисти может быть выполнено лишь после тренировки в резьбе на ряде других поделок. Кроме того, для его изготовления потребуется и время и терпение. Техника обрамления рассчитана на возможность использовать доступный материал — буковый паркет (имеется в виду, что предыдущий барельеф был выполнен из бука). Следует, однако, подобрать несколько дощечек одного, лучше красноватого, оттенка.

Вырезанные из средней, целой части паркетной планки, брусочки трапециевидного профиля располагаются по контуру рамки (обода) в направлении, перпендикулярном касательным в каждой данной точке эллипса. Предварительно длину эллипса нужно разделить на несколько частей, чтобы каждая из них не превышала ширину буковой планки-заготовки. При этом для простоты можно принять два геометрических решения. В первом из них ширина обрамления по всему периметру одинакова и одинакова ширина составляющих его брусочков. Во втором решении (рис. 61,62) ширина обрамления на каждом участке диктуется внешним эллипсом, построенным по такому же соотношению осей, как и внутренний эллипс. В этом случае и ширину буковых брусочков лучше взять разную: от самых узких в районе большой оси, постепенно расширяющихся до самых широких около малой оси. Коэффициент отношения размеров наибольшей ширины (на малой оси) к наименьшей ширине брусочка такой же, как и в отношении размеров большой и малой осей эллипсов.

Рис. 61. Конструкция обрамления, выполненного из резных брусочков бука
Конструкция обрамления
Рис. 62. Последовательность обработки элементов обрамления. Монтаж
Последовательность обработки элементов обрамления. Монтаж

Указанный способ заставит вписывать рисунок резьбы в каждый брусочек заново. Этот рисунок будет изменяться от сильно сжатого и вытянутого до расширенного, но зато внесет интерес и нестандартность в резьбу. О такой динамике изменяющегося ритма в орнаменте мы будем говорить в последнем разделе книги.

Каждый брусочек стесывается с уклоном внутрь всегда с одной, например с правой, стороны, чтобы изменение направления волокон древесины было одинаковым по всему периметру. Порядок работы целесообразен следующий.

Вырезается из достаточно толстой фанеры эллиптическая основа для монтажа, несколько меньшего размера, чем выполняемое обрамление (утопление с краев на 5—10 мм). Сделанный ранее барельеф располагается на двух поперечных планках посередине фанерной основы, и с обратной стороны фанера привинчивается четырьмя шурупами к наиболее утолщенной части обода поделки, чтобы шурупы не вышли на лицевую сторону. В фанерке и поперечных планках для этой цели засверливаются отверстия на проход подобранных шурупов, а в ободе поделки — на ввинчивание в них с некоторым усилием этих шурупов. Под головки шурупов предварительно делаются полукруглой стамеской углубления для их утопления.

Толщина поперечных планок берется на 4—5 мм меньше, чем у брусочков, чтобы обод основания был впоследствии утоплен и посажен на уступы, сделанные в брусочках. Планки сыграют также и вторую роль — создадут необходимую прочность для основы барельефа, защитив ее от раскола вдоль при возможном падении поделки.

Эллиптический обод фанерной основы размечается карандашом по одному из вышеописанных способов расположения на нем буковых брусочков. Для второго случая строго прослеживается пропорциональность изменения ширины делений и направление линий раздела.

Паркетная планка застругивается с одной стороны, т. е. снимается ее паз или ребро. Делается разметка длины и ширины первого брусочка так, чтобы грань, идущая на сужение, снималась со второй, необработанной стороны паркетной планки (см. рис. 62). Излишек древесины стесывается топором и застругивается ножом. Делаются прямоугольные вырезы со стороны узкого конца, чтобы планка входила под обод орнамента на 5—7 мм. После этого отмеряется нужная длина брусочка с учетом выпуска его на принятый размер (от 5 до 10 мм) за контур фанерной основы, и тогда брусочек отрезается пилой от планки.

Зажав брусочек в тисках, напильником выравнивают его вторую грань, проверяют на плотное соприкосновение с ранее заструганной рубанком первой гранью отрезанной планки (с местом стыка второго брусочка). Для этого их нужно расположить на ровной плоскости и проверить, не получается ли расходящаяся щель. Кроме этого, просматривается поверхность соприкосновения на просвет. Плотное прилегание деталей обеспечит впоследствии незаметность их стыка в резьбе.

Как видно из рис. 61, орнамент обрамления размечается так, чтобы линии стыков шли посередине элементов орнамента (через прожилки), что создаст им лучшую маскировку. После заготовки партии брусочков (в количестве четырех — шести) их можно приклеить, поочередно притирая каждый на столярном клею к намеченному месту. Клеем смазывать быстро и тонким слоем, помня, что бук немедленно реагирует на намокание и коробится. Сразу же после установки заготовленных брусочков их необходимо прижать струбцинкой, наложив на них общую планку. Эта мера нужна, чтобы предотвратить смещение брусочков при возможной деформации их поверхности от клея.

Целесообразно перед приклеиванием придать каждому брусочку черновую форму по профилю будущего резного обрамления: заовалить его широкий конец, срезая древесину поперек волокон большим ножом. При этом нож двигается лезвием от себя, концом вперед, а брусочек упирается в выступ рабочей доски. Полукруглой стамеской сделать посередине брусочка выемку для листа.

Понятно, что буковый паркет может быть заменен и на другой подходящий материал, но это должна быть одна и та же древесина, что и в выполненном ранее барельефе.

Режется выбранный рисунок обрамления при снятом (отвинченном) барельефе. Имея опыт, резчик сам найдет технику его выполнения. Обратим внимание лишь на следующие обстоятельства.

Сделав резьбу на двух-трех звеньях, можно перейти к серийному их изготовлению. Вырезать сначала все выступающие полусферические элементы. Для выполнения мелких полусфер на самом внешнем ободе надо использовать дрель и фрезу. В том месте, где этот полусферический выступ падает на стык двух брусочков и где неудачно получилась щель (чаще всего из-за деформации букового брусочка от клея), следует аккуратно забить маленький буковый клинышек на клею, чтобы ликвидировать изъян. Также поступить и с другими щелями, если они имеются, для чего удобно иногда использовать буковую фанерку (шпон). Резьба потребует тщательной шлифовки шкуркой, фон лучше обработать чеканом.

Целесообразно перед нанесением лака покрыть растительным маслом всю поверхность буковой поделки, чтобы защитить ее от влияния влаги и атмосферы.

Заметим, что ширина внешнего резного обода (замкнутого ленточного орнамента ) может быть решена и по-другому, если читатель учтет замечания, изложенные к «рис. 192» о силуэтах эллиптической рамы. Это же, очевидно, относится и к ширине гладкого обода, образованного кантом из шариков и полу валиков.

Для вертикального или горизонтального расположения описываемой поделки нужно выбирать и соответствующую композицию виноградной кисти, чтобы было учтено естественное провисание самой грозди и листьев.

Рис. 192. Силуэт эллиптической рамы с внутренним очерком в пропорции золотого сечения:
а — при одинаковой ширине рамы по всему периметру; 6 при одинаковом соотношении осей внешнего и внутреннего эллипсов; я при усредненном соотношении осей эллипсов двух предыдущих случаев
Усложненный вариант барельефа Силуэт эллиптической рамы

МенюL