резьба по дереву


07.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

Листья виноградной кисти

Виноградные листья могут быть разной формы в зависимости от сорта винограда. Они всегда хороши для резчика по дереву, если орнамент состоит даже из них одних, а тем более листья выигрышны в сочетании, например, с гроздьями винограда. Конечно, резчик выбирает наиболее выразительную форму листа, а также его положение, изгиб и размер, подчиняя их общей композиции орнамента или сюжета. При этом он часто отходит от натуры, придавая листьям декоративную условность, понимая, что виноградная кисть или лист в резьбе не являются элементами натюрморта, а служат всего лишь мотивом для декоративной композиции. Но их характерные черты должны быть сохранены и даже подчеркнуты. В последнем разделе книги будет рассмотрено построение виноградного листа и других декоративных листьев по законам золотого сечения с целью выявления их гармоничных пропорций. Здесь мы рассмотрим некоторые технические приемы, позволяющие передать характер и форму виноградного листа в резьбе.

В идеале мастер должен научиться так резать лист, чтобы полукруглой стамеской, крутой или пологой, лепить общую форму листа, а в пересечении резков при этом должны получаться острые кромки, вызывающие впечатление прожилок или изгибов листа (см. рис. 14 ниже). Поэтому, наметив карандашом центральные прожилки (одну посередине и по две-три с каждой стороны от нее), резок полукруглой стамески направляют так, чтобы выходящий на поверхность край лезвия ее шел вдоль прожилки. Другие резки стамески направлены от краев листа к центральным прожилкам и создают иллюзию мелких прожилок и изгибов. Резьба должна быть чистой, инструмент острый, и поверхность листа впоследствии не зачищается шкурками. Однако для этого нужен опыт. Поэтому на первых порах резчик может попробовать обработать лист по его натуральной форме, используя различные приемы и виды инструмента. Сначала по карандашному следу с двух сторон аккуратно надрезаются кончиком ножа прожилки с припуском на толщину. Древесина по обе стороны от прожилок выбирается так, чтобы они стали выпуклыми и постепенно утоньшались. Резак для этой операции не подойдет, да и ножом придется учиться пользоваться. Нож держится сильно наклонно в сторону движения, тянется как бы вдоль лезвия. Если в процессе работы образовались сколы, то надо в этом месте изменить форму листа за счет среза испорченной части прожилки и операцию повторить.

Рис. 56. Рисунок и композиция виноградного листа в резьбе по дереву. Пятилепестковый лист винограда (а) и трехлепестковый лист (б)
Листья виноградной кисти Рисунок и композиция виноградного листа в резьбе по дереву
трехлепестковый лист

Рис. 1. Барельеф виноградной кисти (махагони, бук). Одна из возможных первых поделок начинающего резчика

Листья виноградной кисти Барельеф виноградной кисти
Рис. 2. Барельеф виноградной кисти в обрамлении резного орнамента
Барельеф виноградной кисти в обрамлении резного орнамента

Можно вместо выпуклых прожилок вырезать вогнутые, что делается значительно проще. Для этого используется царазик или уголок в тех местах, где направление прожилок совпадает с долевой текстурой древесины или близко к ней. Для других участков наиболее подходящим инструментом является нож, которым пользуются так же, как и в первом случае.

При выполнении остальной формы листа применяется нож, полукруглые и плоские стамески, а при зачистке поверхности — надфили и шкурки, иногда скоблюшки или изогнутый (по требуемой форме) в горячем виде плоский надфиль.

Кроме техники резьбы нужно обратить внимание и на художественный аспект работы: лист не должен быть плоским, а его прожилки прямыми (рис. 56). Надо найти какую-то форму листа с красивым изгибом, который сочетается с общей композицией кисти. Поиск этот ведется не только в рисунке, но и в пластилине. Из пластилина вылепляется сначала вся гроздь винограда с листьями, затем она помещается в углубление изготовленной основы и там дорабатывается. Потом по пластилиновой форме делается деревянная заготовка. При этом лист может быть вырезан непосредственно на такой заготовке, а может быть и приставным, т. е. прикрепленным к основе с помощью деревянного штифта (или двух), закругленный кончик которого не помешает общему виду поделки: он будет создавать впечатление капельки или бугорка на листе. На рис. 14 можно заметить и такой способ крепления листьев к основе, когда штифты замаскированы в углублениях между лепестками листа. Еще лучше использовать для этого одну-две приставные виноградинки, ножки которых послужат штифтами (шпильками) для крепления листа (см. рис.1 и 2).

В рассматриваемом случае крепление можно сделать и с помощью деревянных штифтов, вставленных в отверстия с обратной стороны против наиболее толстых мест детали листа.

Наметить и просверлить эти отверстия в основе удобнее с лицевой стороны, а на самом листе гнезда под штифты делаются через полученные отверстия основы с обратной ее стороны.

При выполнении приставного (накладного) листа с ним полезно поработать отдельно в пластилине после того, как гроздь винограда будет вырезана из дерева.

Таким образом, после найденной в пластилине формы лист делается из дерева следующим образом. Подбирается дощечка соответствующей формы и толщины, на ней карандашом прорисовывается форма листа. Определяются места, которые лучше отпилить сразу и какие нужно предварительно выбрать стамеской, пока заготовка листа не отрезана и удобно держать в руке всю доску. Вырезается полукруглой стамеской общая форма листа, прорисовываются прожилки. Полукруглой стамеской с двух сторон от линии прожилок делаются канавки (начиная с центральной прожилки), дающие в пересечении ребра прожилок. Дальнейшая работа идет или только полукруглыми стамесками с одновременным созданием и поверхности листа, и прожилок в пересечении резков, или по второму методу — с выполнением сначала выпуклых или вогнутых прожилок, а затем остальной формы листа.

Черенок кисти делается из плоской дощечки так, чтобы направление волокон древесины шло вдоль основной ветки. Заготовка вырезается, обстругивается ножом, местами обтачивается напильником. Окончательно отделанная ветвь крепится с одной стороны упором разветвленных кончиков в углублениях на ягодах и листьях прикрепленной виноградной кисти, а с другой стороны — с помощью деревянного штифта, замаскированного на выходе под сучок ветки. Штифт сажается на клей в общее отверстие, просверленное в черенке и основе, лучше под некоторым наклоном для большей имитации сучка.

Рис. 14. Детали колонны: крепление накладной резьбы; резьба концевых участков накладного орнамента; голова дельфина в двух ракурсах — декоративное оформление базы
Детали колонны Листья виноградной кисти

МенюL