26.11.2015 Обновлено 27.11.15

История искусства оригами

История искусства оригами

Искусство создания бумажных моделей насчитывает более 2000 лет, и его история полна ярких страниц. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста — и взрослым, и детям.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Традиции и новшества

Искусство создавать бумажные модели зародилось в Китае на рубеже I—II веков нашей эры, а к VI веку достигло Японии, где и обрело новую жизнь. Это искусство - оригами — стало неотъемлемой частью всей японской культуры. Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько внутреннее чувство, ощущение «духа», присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего лишь нескольких складок на листе бумаги.

Японская традиция оригами

Волшебник Оригами

На старинной японской
гравюре изображен
волшебник, который,
согласно легенде, умел
делать бумажных птиц,
оживавших в его руках.

Версия старинного японского «ноши» Оригами

Современная версия
старинного японского
«ноши».

Как уже было сказано, на протяжении всего нескольких поколений искусство оригами стало традицией, прочно вошедшей в культурную жизнь древней Японии. В эпоху Хейя (794—1185) оригами стало существенной частью церемоний, принятых среди высшего японского общества. Самураи изготавливали амулеты - оригами, которые назывались «ноши» и делались из бумаги с добавлением полосок акульей шкуры или волокон сушеного мяса. Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу. На свадебных пирах было принято украшать бокалы для саке (рисовой водки) бумажными бабочками, причем разными, в зависимости от того, кому подносился бокал — мужчине или женщине. Бокалы новобрачных украшались бумажными фигурками жениха и невесты. Распорядители чайных церемоний, также украшавшие свои чашки бумажными фигурками - оригами, тщательно охраняли секреты своего мастерства. Их оригами складывались таким образом, что, развернув фигурку, ее уже невозможно было привести в первоначальный вид иными словами — проникнуть в тайну ее создания. Кроме того, заново сложенная фигурка неизбежно должна была приобрести новые складки, и по ним мастера могли установить, что на секрет их оригами кто-то покушался.

Когда бумага перестала быть редкостью и превратилась в доступный дешевый материал, оригами начало играть новую роль в церемониальной жизни Японии. Это искусство перестало быть уделом посвященных, и им стали заниматься люди любых сословий. В эпоху Маромачи (1338—1573) владение тем или иным стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той или иной социальной прослойке. Наиболее изысканными приемами, разумеется, отличалась элита тогдашнего общества — самураи.

В эпоху Токугава (1603—1867) искусство оригами стало еще более демократичным, и это совпало с общим расцветом японской культуры. Именно к этому периоду относится появление первой книги, посвященной искусству оригами, — «Сенбарузу Ориката», или «Книга Тысячи Бумажных Журавликов». В ней рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы получить фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1845 году вышла еще одна книга - «Кан но мадо», или «Окно в середину зимы», и в ней впервые была приведена целая коллекция фигурок - оригами самого различного содержания и формы.

Символ мира

В 1945 году, в конце Второй мировой войны, на японский город Хиросима была сброшена американская атомная бомба, унесшая жизни более чем 75 000 людей.

Те, кто не сгорел заживо, были обречены на медленную и мучительную смерть от лейкемии — заболевания крови, вызванного облучением. Среди них была Садако Сасаки, лейкемия у которой была выявлена в 1955 году. Во время атомной бомбардировки девочке было всего два года, в 1955 году — двенадцать. В тот роковой день она находилась всего в полутора милях от эпицентра взрыва. Она была лишь одной из тысяч облучившихся в тот день детей, которым спустя годы был поставлен этот страшный диагноз — лейкемия, которую называли тогда еще «атомной болезнью».

Когда Садако лежала в госпитале, один из ее друзей свернул для девочки оригами — бумажного журавлика.

Это был символический жест, поскольку журавль в Японии издавна считался священной птицей, живущей тысячу лет и исполняющей самые заветные желания. Правда, желание могло исполниться только у человека, который своими руками сложит из бумаги тысячу журавликов.

Памятник детям Хиросимы Оригами

Памятник детям
Хиросимы, обернутый
гирляндой, составленной
из тысяч бумажных
журавликов.

Садако начала складывать бумажных журавликов.

Она делала их из любого листка бумаги, который подворачивался ей под руку. Поначалу она собиралась попросить здоровья для себя, но затем передумала и стала просить у священного журавля мира для всех детей нашей планеты. Ко дню своей смерти она успела свернуть из бумаги 644 журавлика. Позже ее друзья свернули недостающих. Спустя некоторое время японские дети организовали свой клуб и стали собирать деньги на памятник всем детям, погибшим от атомной бомбы.

За три года они сумели собрать нужную сумму, и в этом им помогли не только японские школьники, но и их сверстники еще из девяти различных стран. В конце 1958 года в Хиросиме был разбит парк Мира, и в нем появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами, состоящими из тысяч и тысяч бумажных журавликов.

Мавританский след

Япония была не единственной страной, где развивалось искусство создания бумажных моделей. Оно, и причем совершенно самостоятельно, возникло также в Мавритании, откуда вместе с арабскими завоевателями проникло в Европу, в Испанию. Случилось это в VIII веке нашей эры.

Арабы всегда славились как искусные математики и астрономы, и потому неудивительно, что и в свои бумажные модели они привнесли сложные геометрические элементы и расчеты. Более того, бумажные модели использовались у них в качестве учебных пособий. Мавританское искусство создания бумажных моделей расцвело к XIII веку, и отголоски его сохранились вплоть до наших дней. Изучением мавританского стиля оригами занимался известный испанский философ и поэт Мигель де Унамуно (1864—1936).

Оригами сегодня

Оригами в мавританском стиле

Оригами в мавританском
стиле.

На Западе к оригами долгое время относились лишь как к детской забаве, но не спешили признать его искусством. Многие поколения мальчишек и девчонок в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, прыгающих лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

В 1967 году в Англии открылось первое общество любителей оригами. Оно вышло из недр существовавшего до этого общества любителей поделок из бумаги.

Его организаторами стали Тим Уорд и Тревор Хатчетт. Именно они подали идею организации общества любителей оригами и начали издавать специальный журнал, который привлек к древнему искусству внимание многих и многих жителей Британских островов.

Тогда же усилиями Дэвида Листера, Айрис Уокер, Сиднея Френча и других были установлены связи нового общества с друзьями из Соединенных Штатов, где подобное общество возглавляла Лилиан Оппенгеймер, и с Акирой Йошизавой из Японии — страны, в которой оригами всегда было важной частью культурной жизни общества. Эти связи ширились и укреплялись, и в результате уже в начале 1970-х годов стало понятно, что оригами включает в себя самые разнообразные технические приемы работы с бумагой, изучив которые можно было приступить к созданию новой, современной школы этого искусства.

Альфред Бесталл, президент Британского общества оригами

Альфред Бесталл, президент Британского общества оригами (1978— 1986). сумевший показать всему миру значение оригами как искусства, развивающего воображение и воспитывающего настойчивость и терпение.

Первооткрывателями нового стиля оригами стали Фред Ромм и Нил Элиас из Соединенных Штатов и англичане Макс Халм и Дэвид Брилль, доказавшие, что в этом искусстве нет и не может быть границ. Вслед за ними появились новые энтузиасты, приступившие к созданию новой техники и новых форм оригами. Стало ясно, что многообразию моделей и форм, которые можно создать при помощи техники оригами, в самом деле нет предела.

Прекрасный образец бумажного модуля — оригами

Прекрасный образец
бумажного модуля —
оригами. Эта модель
создана Дэвидом
Митчеллом.

Элиас разработал систему, известную как «бокс-плитинг», или «плетение коробочек». Его модели состоят из бумажных фрагментов, собранных в единую конструкцию. Он также начал использовать складки бумаги под углом 45 градусов для создания более выразительных фигурок людей и животных. Ему удается из одного листа бумаги создать сразу целую композицию, например, быка и матадора, китайца, едущего на рикше, или мадонну с младенцем. Ромм ввел в оригами понятие «базовой модели», создавая на этой основе такие композиции, например, как факир со змеей, при этом обе фигурки могут двигаться. Дух соревнования, охвативший мастеров оригами, вызвал к жизни и настоящие шедевры, к которым, без сомнения, относится созданная в начале 1990-х годов сэром Джоном Тенниелом коллекция, в которой представлены ВСЕ персонажи знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Гигантский слон Оригами

Автор (справа) и Ларри Харт за изготовлением гигантского слона. Эта модель должна продемонстрировать во время телевизионного шоу прочность бумаги как поделочного материала.

Однако до сих пор в среде оригамистов, особенно на Западе, все еще широко распространена философия «чем проще, тем лучше», и представители этого направления отдают предпочтение технической стороне оригами, а не эстетической. Таким образом, если одни предпочитают кропотливую работу, собирая из бумаги, например, часы с кукушкой, придуманные Робертом Лангом, то вторые получают удовольствие от того, что делают многочисленные вариации простых традиционных моделей. Давнишний член Британского общества оригами Джон Смит представил на суд знатоков то, что он сам называет пуританским оригами. Все его модели создаются только за счет прямых складок. Другой мастер, Пол Джексон, увлечен сочетаниями черных и белых плоскостей в своих простых моделях, называя свой стиль минимализмом. Разумеется, не всякому дано придумать модель «Осел в стойле», гораздо проще изобрести стилизованного слона из трех складок бумаги.

Оригами - модули стали популярными в начале 1990-х годов. Это очень сложные модели, состоящие из многочисленных отдельных элементов, которые соединяются при помощи специальных выступов и карманов, заходящих друг в друга. Оригами - модуль считается тем интереснее, чем больше входит в него отдельных блоков, и потому порой появляются модели, содержащие несколько сотен элементов, как, например, в работах Тома Халла.

От прямых складок к мягким изгибам

Оригами по своей сути основано на геометрии. Каждая складка в модели — это прямая линия. Можно назвать это плюсом, когда речь идет о моделях абстрактных, «неодушевленных», в которых ценятся точность и аккуратность. Однако модели, передающие людей или животных, требуют иных, более мягких линий и изгибов. В этом случае нужна уже не математическая точность, а максимальное приближение к естественным, «природным» линиям.

Прорыв к объемному, трехмерному оригами произошел благодаря японскому мастеру Акире Йошизаве. Он обладал удивительным даром передавать внутренний характер изображаемого предмета или живого существа и не ограничивался лишь воссозданием его отдельных черт и деталей. Для создания своих моделей он придумал два новых технических приема — мягкий изгиб и влажное складывание.

Трехмерная модель носорога Оригами

Эта трехмерная модель носорога создана Эриком Джойселом для самой грандиозной выставки за всю историю оригами, которая состоялась в Париже в 1998 году. Техника влажного складывания придает модели особую жизненность.

Многие модели оригами требуют, чтобы каждая складка была проложена как можно острее. В данном случае считается, что складка должна быть прочной, или ее вообще нельзя будет назвать складкой. Йошизава исходил из другого понятия о складке. Он полагал, что одни складки могут и должны быть более мягкими, чем другие. Таким образом, в его моделях присутствует целый спектр складок — от предельно жестких и острых до очень мягких, едва заметных глазу. Основная техническая трудность при этом состоит в том, что мягкую складку очень трудно зафиксировать на месте, отчего вся работа становится неустойчивой и недолговечной. Эту проблему Йошизава решил с помощью влажных складок.

Техника влажного складывания состоит в следующем: влажной бумаге придают требуемую форму, после чего дают просохнуть. Секрет же заключается в том, что бумагу определенных сортов пропитывают клейким раствором, прочно соединяющим ее волокна. При увлажнении этот раствор перестает держать волокна, и бумага на время становится рыхлой и пластичной. После высыхания ее волокна снова сцепляются дру г с другом, но уже в ином порядке, соответствующем новой форме листа.

Разумеется, для влажного складывания годится только бумага, пропитанная клейким раствором, причем чем толще лист, тем лучше. Для влажного моделирования в оригами самым оптимальным материалом следует считать чертежный ватман. Впрочем, к технике влажного складывания до сих пор прибегают немногие мастера оригами. Происходит это потому, что влажную бумагу трудно складывать, зато очень легко порвать. Влажные волокна слишком легко расщепляются, особенно если приходится работать одновременно с несколькими слоями бумаги. Кроме того, влажная бумага имеет свойство расползаться, и потому сделать точную складку на таком материале — очень непростая задача. Кроме того, из толстой бумага труднее делать модели, чем из тонкой, особенно если они предполагают сложные складки или если приходится одновременно складывать несколько слоев бумага.

Что выбрать?

Ваза с цветами Оригами

Ваза с цветами.
Работа Акиры
Йошизавы, 1983 год.

Мода в оригами меняется так же быстро, как и в одежде. Какое-то время может царить повальное увлечение естественными линиями, а потом вдруг смениться модой на геометрические модули. Я считаю, что каждый должен выбирать то, что ему больше по душе. Если перед вами встанет проблема подобного выбора, советую подумать над тем, что в оригами существуют два основных направления, две школы.

Представители первой школы встают утром с постели с ясным представлением о том, что они сегодня будут делать — например, бумажного слона. Вторые же будут долго изучать лист бумага, вертеть его из стороны в сторону и долго раздумывать над тем, что бы такое из него создать.

И тот, и другой подходы к оригами на самом деле имеют право на жизнь.

Оригами очень любят дети, и потому любому взрослому имеет смысл овладеть этим искусством — хотя бы уже для того, чтобы радовать им детей или внуков. Оригами поможет скрасить жизнь и вам самим, особенно если по долгу службы вам приходится часто и подолгу путешествовать. Складывая в пути фигурки или цветы из листочков бумаги, вы и не заметите, как ваш поезд или самолет достигает конечного пункта. Особенно это замечание относится к тем, кто не склонен вступать в дорожные разговоры со случайными попутчиками.

А еще с помощью оригами вы можете украсить любой праздник. Такое необычное оформление надолго запомнится вашим гостям, да и вам будет приятно выслушать их комплименты по поводу своего мастерства.

Все включенные в эту книгу модели: поделки, декоративные украшения, движущиеся игрушки и сложные модули существуют в рамках одного и того же искусства — оригами. Я надеюсь, что вы одобрите мой выбор.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Начните с самого начала и дайте себе время привыкнуть к наиболее простым техническим приемам оригами.

Лента из тысячи бумажных журавликов Оригами

Лента из тысячи
бумажных журавликов,
сложенных членами
Британского общества
оригами.

Это даст вам необходимую начальную подготовку, тот фундамент, на котором вы будете строить дворец своего мастерства. Все необходимое для этого содержится в главе «Бумага, инструменты и основные типы складок». После того как начальная стадия обучения будет вами успешно завершена, можно переходить к копированию предлагаемых в книге моделей, добиваясь той степени точности и качества, которые вы сами сочтете для себя удовлетворительными. Это означает, что созданные вашими руками модели должны радовать ваш собственный глаз. Модели внутри каждой из глав подобраны по возрастающей степени трудности — от самых простых к более и более сложным. Приступая к складыванию любой модели, соблюдайте одно золотое правило — всегда смотреть не только на ту операцию, которая вам сейчас предстоит, но на два-три шага вперед, для того чтобы представлять себе конечную цель всей сборки. Иногда, особенно если речь идет о сложных моделях, вообще полезнее начинать знакомиться с предстоящими операциями с конца для того, чтобы представить себе модель такой, какой она должна получиться в итоге. Кроме того, желание сделать точно такую же модель придаст вам сил и задора. И вообще, никогда не унывайте, занимаясь оригами. Не получилось сейчас? Попробуйте еще и еще раз — до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.


МенюL