10.12.2013 АСТ пресс Обновлено 11.12.13

Материал для инкрустации соломкой

Для инкрустации используют солому из средней и верхней частей ствола. Удалив острым ножом узлы, солому замачивают в теплой воде примерно в течение часа. Затем каждую соломину расщепляют остроконечными ножницами, разворачивают и гладят утюгом до тех пор, пока она не свернется в крупное кольцо. Все соломенные кольца свертывают в один рулон и в таком виде хранят где-нибудь в сухом месте. Перед работой солому увлажняют лишь слегка, чтобы она стала достаточно пластичной. Затем, положив на деревянную дощечку лицевой стороной вниз, осторожно срезают ножом-косяком внутренний рыхлый слой (рис. 40а). Этот процесс называют строганием соломки. Во время строгания лезвие ножа-косяка располагают под минимальным углом к поверхности дощечки, к которой прижата соломенная полоска. При удачно выбранном наклоне ножа выходит непрерывная, закручивающаяся в рулончик стружка, а сама соломка распрямляется. Если отдельные участки рыхлого слоя не удалось снять при строгании, то их соскабливают кончиком ножа-косяка (рис. 40б). Очищенные полоски соломы полупрозрачны. Если прижать одну такую полоску, скажем, к газете, то через нее будут довольно отчетливо видны буквы.

С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски (рис. 40в).

Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть (рис. 40г).

Но не все виды инкрустации выполняются исключительно из геометрических элементов (рис. 40д). При необходимости мастер может вырезать любые фигуры, имеющие криволинейные контуры. Это расширяет его творческие возможности и позволяет выполнять сложные композиции с изображением различных бытовых сценок и сказочных сюжетов. Сложные криволинейные фигуры вырезают из соломки ножницами (рис. 41в) или ножом-косяком.

Но поскольку хрупкие соломины довольно легко раскалываются и имеют ограниченную ширину, их наклеивают вплотную одна к одной на писчую бумагу. Чтобы получилось сплошное, без просветов соломенное покрытие, края каждой соломины обрезают ножом-косяком по металлической линейке (рис. 41а). Затем на бумагу наносят клей (например, крахмальный или ПВА) и одну к другой как можно плотнее укладывают соломенные полоски (рис. 41б).

Каждую полоску тщательно протирают торцевой частью рукоятки ножа-косяка. Проступивший в зазорах клей осторожно удаляют сухой тряпкой. Сверху соломенный набор накрывают чистым листом бумаги и прижимают дощечкой с грузом. Как только клей высохнет, бумагу с наклеенной на нее соломой вынимают из-под пресса. Если соломенные полосы хорошо обрезаны по краям и тщательно состыкованы, то они как бы сливаются в единую соломенную пленку. На ней можно нарисовать, а затем вырезать ножницами или ножом-косяком практически любую фигуру.

Наклеенная на бумагу солома потребуется для изготовления мелких фигурных деталей с помощью пробойника (рис. 41д). Для этих целей можно использовать обрезки, оставшиеся от вырезания крупных фигур. Благодаря бумажной основе вырубки из соломенной пленки не крошатся и не ссыпаются. Их выбивают из пробойника шомполом не реже чем через пять-шесть ударов. Кстати, оставшуюся после вырубки сеточку тоже можно использовать для отделки деревянных изделий.


МенюL