10.12.2013 АСТ пресс Обновлено 11.12.13

Инкрустация соломкой

Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную ими красоту. Золотистый цвет и переливчатый блеск соломы...

Солома приносила свою пользу в хозяйстве, но для художников она долгое время не представляла ценности. Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины — маркетри и интарсии. Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, вырезанные из тонкой стружки, а позднее фанеровки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. В этом смысле техника инкрустации соломкой (аппликация) ближе к маркетри, чем к интарсии (инкрустации). Идея использовать соломку для подобных работ скорее всего пришла мастерам, знакомым с маркетри. Вполне возможно, что на первых этапах соломку применяли в сочетании со стружками. Впрочем, об этом можно только догадываться, поскольку из-за недолговечности материала подобные изделия могли не дойти до наших дней. Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Их изредка можно встретить в музеях.

Современная инкрустация соломкой отличается от настоящей инкрустации, или интарсии, тем, что ее элементы не врезаются в деревянную основу, а наклеиваются на ее поверхность. А от аппликации или маркетри ее отличает то, что лишь только в отдельных случаях ее элементы плотно пригоняются друг к другу, большая же часть основы остается открытой и служит фоном. Каждый элемент, вырезанный из соломки, возвышается над фоном. В маркетри же фон полностью закрывается плотно пригнанными друг к другу элементами.

Если понимать слово «инкрустация» в буквальном смысле («инкрустио» — вырезать), то для каждого соломенного элемента узора нужно было бы вырезать специальное гнездо, в которое его потом вклеивают. Поскольку соломенные элементы узора наклеиваются сверху, то такую технику правильнее было бы называть аппликацией. Но так уж сложилось, что настоящая инкрустация как техника очень трудоемка, поэтому доступная и простая техника аппликации соломкой, имеющая внешнее с ней сходство, и стала называться так же.

Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из нее рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. Этот же эффект присутствует в соломенных плетенках. Объясняется он неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки, находящейся сверху, просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола и отражающие световые лучи в зависимости от того, под каким углом они располагаются к источнику света.

Если соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, то она кажется темной, как бы пригашенной. А если свет падает перпендикулярно волокнам — соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Это явление легко смоделировать. Две одинаковые бумажки нужно сложить гармошками и положить на стол так, чтобы свет от лампочки или окна падал на одну из них вдоль гофр, а на другую — поперек (рис. 38а). Благодаря этому первая гофрированная полоска будет казаться светлой, а другая — темной. Если же каждую полоску повернуть на 45 градусов, то все окажется наоборот. У звездочки, выклеенной из соломенных ромбиков, волокна тоже направлены под разными углами к источнику света (рис. 38б). Более светлыми будут казаться те из них, на волокна которых свет будет падать под прямым или близким к нему углом. Но стоит только переместить источник света или же повернуть инкрустированное изделие, как светлые ромбики погаснут, а темные, наоборот, засверкают (рис. 38в). Даже небольшое изделие, отделанное инкрустацией, обклеивается многими десятками, а то и сотнями вырезанных из соломы элементов, имеющих самое различное направление волокон. Поэтому достаточно хотя бы немного повернуть инкрустированный предмет, чтобы инкрустация начала мерцать и переливаться.

Хотя соломку и любят сравнивать с золотом, у благородного металла, имеющего однородную структуру, все же нет такого уникального свойства, которое имеет обычная солома. Поэтому, желая добиться мерцания золотых и серебряных поверхностей, ювелиры наносят на них мельчайшие бороздки, по сути дела имитирующие соломенные волокна.


МенюL