06.10.2014 Обновлено 30.01.15

Игрушки из глины — своими руками

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, а также сказочного существа — полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птичниц» и т. п. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера. Заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.), Хлуднево (Калужская обл.), Абашево (Пензенская обл.) и другие. Вятский художник И. А. День-шин посвятил народной игрушке такие бесхитростные строки:

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.

Чтобы прикоснуться к удивительному миру народной игрушки, возьмите в руки хорошо перемятую глину и приступайте к лепке одной из самых выразительных вятских игрушек — «кормилицы», или «нянюшки». Поможет вам в этой работе вековой опыт народных мастериц.

Из куска глины величиной с хорошее куриное яйцо скатайте в ладонях шарик (рис. 37.1). Вдавите в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине, разделив его на две части (37.2). Причем нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. Получится фигура, напоминающая неваляшку. Из верхней части лепят туловище, голову и руки, из нижней — юбку в виде колокола (37.3). Глубина юбки-колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола, глину постепенно обминайте вокруг указательного пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и тоньше, его объем будет увеличиваться (37.3а). Затем стенки колокола промните между указательным пальцем, находящимся внутри, и большим, расположенным снаружи (37.3б). Когда толщина стенок будет равна примерно 5—6 см, переходите к лепке туловища, головы и рук. Ком глины, расположенный сверху, разделите на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней — голову.

Подровняв ножом снизу юбку-колокол, фигурку укрепите на дощечку, которую можно держать на коленях либо поставить на стол. Наметьте талию и руки, а из верхней части слепите голову вместе с головным убором — кокошником (37.4). Затем вылепите из запаса глиняной массы, оставленной в средней части фигурки, руки (37.5). Некоторые детали глиняной игрушки выполняются отдельно, например, фартук (37.5а). Его вырезают из тонкой пластины, а перед самой наклейкой вдоль нижнего края пальцами делают сборки (37.5б). Смочите фартук водой и прижмите его как можно плотнее в тех местах, где нет складок. Чтобы стенки не продавились, поддерживайте их изнутри в месте приклеивания фартука пальцами левой руки (37.6). Вслед за фартуком наклейте на фигурку накидку, вырезанную также из тонкой глиняной пластины (37.7). Фигурка «нянюшки» готова (37.8), остается только вложить ей в руки младенца.

Для лепки «младенца» (37.9) используются мелкие детали. Они быстро сохнут, поэтому их необходимо класть на мокрую тряпку. Прежде чем соединить вылепленные детали друг с другом, их обязательно надо смочить водой либо пальцами, либо кистью. Приступая к лепке «младенца», раскатайте небольшой валик (37.9а). Из одной его части вылепите голову с чепчиком, из другой — ноги (37.9б). Стекой с закругленной рабочей частью сделайте на чепчике складки (37.9в). Остается только изготовить из тонкой пластины платьице, сосборить его и приклеить к фигурке «младенца» (37.9г). На завершающем этапе вложите «младенца» в руки «нянюшки» (37.10). Готовую игрушку нужно кое-где подправить стеками и разгладить влажной тряпкой. После этого ее можно поставить сушить.

Если глина, из которой вы лепили игрушку, после обжига становится белой, то необходимость в грунтовке отпадает.

Так, например, не грунтуют свои игрушки филимоновские и хлудневские мастерицы, поскольку, как уже говорилось ранее, глина, из которой они лепят, приобретает после обжига приятный цвет топленого молока. Вятские игрушечники имеют в своем распоряжении бурую глину, как известно, краснеющую после обжига. Поэтому игрушки после обжига обязательно грунтуют. Грунтовка состоит из мела, разведенного молоком (вместо мела можно использовать зубной порошок). Мел размешивают на молоке до густоты сметаны. Грунтовать игрушки можно погружением в раствор, но чаще всего их белят мягкой широкой кистью (37.10). После высыхания грунта игрушки расписывают темперой или же красителями для шерсти — синими, голубыми, оранжевыми, желтыми, зелеными, малиновыми, розовыми, коричневыми.

Раньше красители разводили на перекисшем квасе, а теперь на уксусе.

Разведенный краситель растирают на цельном курином яйце. Расписывать игрушки можно и гуашевыми красками, смешанными с куриным яйцом. В отличие от гуаши краска, в которой в качестве связующего использовано куриное яйцо, не пачкается, не стирается и не блекнет после высыхания. Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске, и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

Желтая краска — самая светлая по тональности, именно с нее и нужно начинать расписывать фигурку «нянюшки». Желтой краской окрасьте чепчик и башмачки «младенца», а также нанесите элементы узора в виде полосы на фартуке и широких колец на подоле юбки.

Если вы работаете только одной кистью, то ее следует хорошо промыть в банке с водой, прежде чем набирать на нее другую краску.

Малиновой краской окрасьте платьице «младенца» и нанесите на подол «нянюшки» небольшие кружочки. После малиновой краски переходите к красной. Красная краска участвует в росписи многих глиняных игрушек активнее, чем какая-либо другая. Этот цвет пользуется особой любовью у народных мастеров. Окрасьте полностью красной краской накидку и кофту с рукавами. Нанесите два кружочка на щеки «няни» и два кружочка на щеки «младенца» — это румянец, знак того, что воспитательница и ее подопечный пышут здоровьем. Той же краской, только самым кончиком кисти, наметьте губы, а затем нанесите точки на узоре фартука.

К этому времени желтая краска, занесенная самой первой, хорошо подсохнет. Значит, на желтые кольца, которыми украшен подол юбки, можно смело нанести частые красные точки, а ниже между кольцами для композиционного равновесия подрисовать небольшие кружочки.

Вслед за теплыми красками (желтой, малиновой и красной) используется холодная краска — голубая. В голубой цвет окрасьте головной убор — кокошник.

Внутри желтых колец на узоре юбки нарисуйте голубые кружки и попутно проведите между кольцами по две короткие черточки. Хотя при росписи дымковских игрушек преобладают яркие открытые цвета, мастера все же не обходятся без таких сумрачных красок, как коричневая и черная. Правда, коричневая применяется совсем мало, а черная и того меньше. Раскрасьте коричневой краской локоны у «нянюшки» и «младенца», а черной нарисуйте глаза. Легким прикосновением кисти нанесите точки, имитирующие бусы, на шею «нянюшки», а также короткие черточки на малиновые и красные кружки, которые являются элементами узора на подоле. На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики из сусального золота, а позднее — из фольги. «Нянюшку» с «младенцем» тоже можно удостоить таких украшений: один ромбик из фольги наклеить на кокошник, а другой — на платьице «младенца».

Декоративная игрушка «Водоноска» лепится в той же последовательности, что и «нянюшка» (рис. 38).

Только у нее другой, более пышный головной убор, несколько иная накидка, да и в руках не младенец, а коромысло с ведрами; к тому же роспись имеет другой колорит. Используя простые изобразительные элементы (кружки, кольца, волнистые и прямые линии), народные мастера добиваются удивительного живописного эффекта.

Лепка «жар-птицы». В отличие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из целого куска глины (рис. 39).

Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму (39.1). Затем, укрепив на дощечке, разделите сверху глиняный ком на две части (39.2). Из одной части вылепите голову, туловище и ноги, а из другой — хвост и крылья (39.3). Заканчивают лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают волнообразно пальцами (39.4). Готовую игрушку, как и предыдущие, грунтуют мелом, разведенным на молоке (39.5).

Лепка филимоновских игрушек. Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от вятских они имеют более вытянутые пропорции.

Считается, что определенную роль в формировании стиля филимоновских игрушек сыграла местная глина, отличающаяся высокой пластичностью.

Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головками. Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, какие когда-то носили горожане. В руках же филимоновской «барыни» вместо ребенка чаще всего оказывался свисток в виде птички. Если вятская игрушка украшается множеством накладных деталей, то филимоновская «барыня» лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички да небольшого налепа на шляпке. Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис. 40.1а) и наденьте его на указательный палец (40.1б). Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем (40.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (40.3). Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах (40.4). Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры (40.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века (40.6).

Теперь на некоторое время фигурку «барыни» отставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют «курицей» (рис. 41). Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца (41.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы ее кончик упирался в ноготь (41.2). Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину.

Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся (41.3). Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы (41.4).

Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка (41.5). Опытные мастера делают свистульку «на глазок», при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за ее изготовление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры свистка, вылепленного опытным мастером (41.б). Но это не значит, что, стоит только выдержать все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала, нужно что-то где-то подправить.

Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук.

После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели. После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, ее сажают на руки «барыне» (рис. 40.6). После этого игрушку нужно разгладить влажной тряпкой, подправить стекой отдельные детали и отправить сушить, а затем и обжигать. Если игрушка выполнена из красножгущейся глины, то после обжига ее нужно обязательно загрунтовать мелом, разведенным на молоке. Роспись выполняют красителями для шерсти, разведенными на яичном желтке. Техника росписи близка к вятской, только у филимоновских игрушечников свои узоры, свои излюбленные цветовые сочетания (рис. 42).

Игрушки-свистульки. Филимоновская птичка-свистулька — это всего лишь деталь игрушки, поэтому форма ее предельно проста и обобщена.

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки (рис. 43).

Последовательность лепки свистка-«оленя» та же, что и при лепке филимоновского свистка-птички. Указательный палец обкладывают глиной и формуют кувшинчик с толстым дном (43.1). Затем протыкают отверстие в донышке, сверху выполняют клиновидный вырез (43.2). Из запаса глины, который предусматривается заранее, лепят задние ноги (43.3). Отдельно лепят туловище, передние ноги, голову и рога (43.4). Готовые части соединяют друг с другом, смочив места соединения водой или жидкой глиной (43.5).

Лепят игрушки-свистульки и по-иному. Из глины скатывают шарик, который расплющивают до тех пор, пока не получится круглая пластинка толщиной около 3—4 мм (рис. 44.1). Следующий этап лепки напоминает приготовление пельменей.

Пластинку сгибают пополам и соединяют края крестиком (44.2). В результате получается вытянутая пустотелая форма с двумя выступами (44.3). Из одной ее части лепят мундштук, а из другой, более вытянутой, — шею и голову коня (44.4).

Затем приступают к озвучиванию свистульки. Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкают отверстие и делают внизу клиновидный вырез (44.5). Настраивают свистульку так же, как и филимоновский свисток. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Для росписи свистулек можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так и после нее. Художник сразу же видит окончательный результат, в то время как с керамическими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.


МенюL