02.02.2011 Автор: Э. В. Ригхв. Обновлено 18.11.12

Бусы

Бусы — один из самых древних видов украшений. Их делают преимущественно из природных материалов: драгоценных камней, янтаря, слоновой кости и пр. Бусы могут быть изготовлены и из древесины особенно ценных и твердых пород. В связи с тем, что бусы, как правило, состоят из большого числа одинаковых по форме и размерам деталей, для их получения используют станки. В случае ручной обработки отдельных деталей используют различные приспособления.

Отделка бус может быть различной. Бусы из малотекстурной древесины пропитывают красителем или окрашивают эмалью. Длина бус обычно не более 700 мм. Количество деталей в них зависит от их размеров.

Вариант 1 (рис. 34.1).

Материал: брусочек квадратным сечением 15x15 мм из древесины с небогатой текстурой (береза, ольха, граб).

Инструмент: линейка, ножовка, плоский напильник, сверло ? 3 мм, дрель, распиловочное стусло, кондуктор для сверления.

БусыХод работы: 1. Снять фаски боковых ребер 2x2 мм.

2. В стусле с ограничителем распилить брусок на 35 кубиков.

3. Обработать торцы кубиков и снять торцевые фаски 2x2 мм.

4. Скруглить углы радиусом 5 мм.

5. По диагонали каждого кубика просверлить отверстие ? 3 мм (в приспособлении).

6. Пропитать кубики красителем.

7. Просверлить на каждом ребре куба от одного до шести отверстий ? 3 мм, глубиной 3 мм (по принципу игральной кости).

Вариант 2 (рис. 34.2).
Материал: деревянный цилиндрический стержень ? 22 мм с красивой текстурой на торце.

Инструмент: ножовка, плоский напильник, сверло ? 4 мм, дрель, распиловочное стусло, приспособление для строгания канавок.

Ход работы: 1. Застрогать (или отфрезеровать) на стержне восемь полукруглых продольных канавок радиусом 2 мм.

2. Распилить стержень на диски толщиной 4 мм (в стусле с ограничителем) или на токарном станке (при помощи резака-пилы или прорезной стамески).

3. Просверлить в дисках по два отверстия ? 4 мм, расстояние между центрами 7 мм.

4. Отшлифовать диски с обеих сторон и снять фаски.

5. Покрыть диски бесцветным лаком.

6. Для соединения дисков в бусы использовать две нитки подходящего цвета, которые в каждом отверстии перекрещиваются.

Вариант 3 (рис. 34.3).
Материал: брусочек с сечением 16x5 мм из древесины средней плотности.

Инструмент: линейка, угольник, рейсмус, кернер, двойной рубанок, плоская стамеска шириной 6 мм, сверло ? 6 мм, дрель, плоский напильник, полукруглый надфиль.

Ход работы: 1. Разметить на заготовке длины звеньев (с припуском), нанести осевую линию, определить и накернить центры отверстий по рисунку 34.4.

2. Просверлить отверстия ? 6 м.

3. Раззенковать крайние отверстия так, чтобы образовалась фаска 2x2 мм.

4. Снять фаски продольных ребер 2x2 мм.

5. Вырезать стамеской и ножом овальные отверстия.

6. Снять боковые фаски овальных отверстий 2x2 мм.

7. Распилить заготовку по рискам.

8. Скруглить торцы элементов и снять фаски 2x2 мм в местах скруглений.

9. Пропитать полученные звенья красителем (в случае необходимости) и покрыть лаком.

10. Закрепить каждое второе из образующихся звеньев в тисках и ударом сбоку разбить их на две части.

11. Соединить звенья между собой (через целые и сломанные), склеивая сломанные звенья (точно в начальном положении) клеем ПВА (для фиксации колец используются резиновые кольца от велосипедной камеры).

Вариант 4 (рис. 34.5).
Материал: заготовка толщиной 4 мм из твердых древесных пород.

Инструмент: линейка, циркуль, кернер, сверло ? 9 мм, фреза для колец.

Ход работы: 1. Разметить на заготовке центры отверстий на вершинах треугольников с длиной стороны 21 мм.

2. Просверлить отверстия ? 9 мм.

3. Вырезать кольца при помощи фрезы для колец (рис. 34.6) с обеих сторон заготовки.

4. Отшлифовать кольца вручную, на сверлильном или токарном станке или в шлифовальном барабане.

5. Повторить операции 9—11 варианта 3.

Вариант 5 (рис. 34.7).
Материал: деревянные стержни ? 20 и 10 мм из древесных пород, имеющих текстуру разного цвета.

Инструмент: линейка, штангенциркуль, комплект токарных стамесок, сверло ? 2,5 мм.

Ход работы: 1. Выточить из стержня ? 10 мм шарики ? 9 мм, просверлив в них до отрезания осевое отверстие ? 2...3 мм.

2. Выточить из стержня ? 20 мм детали по рисунку 34.8, просверлив в них до отрезания осевое отверстие ? 2...3 мм. Для проверки формы надо изготовить шаблон.

3. Покрыть детали лаком (в случае необходимости одну или обе формы пропитать красителем).

4. Соединить все детали бус леской или капроновой нитью.


МенюL