10.12.2013 АСТ пресс Обновлено 16.12.13

Декоративная скульптура

Ранней весной, как только сойдет снег и подсохнет на солнце прошлогодняя трава, над ней то тут, то там стелются шлейфы сизого дыма. Мало кто знает, что огонь не только приносит неисчислимые бедствия растительному и животному миру лугов и пустырей, но и безвозвратно уничтожает доступный и оригинальный материал для художественного творчества— простоявшие всю зиму не востребованные осенью стебли дудника, купыря, чернобыльника, пастернака, пустырника, крапивы, иван-чая и многих других пустырных трав. Кто-то скажет: «Разве можно сравнить малопривлекательные стебли сорных растений с таким, например, природным материалом, как солома!» Конечно, солома, имеющая янтарную окраску и мягкий золотистый блеск, эффектный материал и заслуживает самых высоких похвал. Но декоративная скульптура и игрушки из стеблей пустырных растений отличаются тем, чего нет у соломы, — фигурными срезами на торцах. У чернобыльника и пастернака ребристые стебли имеют сечение в виде звездочек неправильной формы, у дудников — в виде круглых и овальных колец, а у четырехгранных стволов пустырника — квадратом, вытянутым прямоугольником и ромбом с круглыми и овальными отверстиями посередине.

Как известно, все многообразие форм окружающего нас мира сводится всего к нескольким объемным геометрическим формам — призме, шару, конусу, пирамиде и тору. Все эти формы легко вырезать острым ножом из связанных в пучки стеблей пустырных растений. Комбинируя геометрические тела с учетом их размеров и пропорций, можно получить пластические изображения всех без исключения окружающих нас предметов, животных и человека. Разумеется, это будут не точные копии изображаемого объекта. Каждая фигура обладает той мерой условности, которая характерна для изобразительного искусства, в особенности для декоративно-прикладного.

Заготавливать стебли нужно во второй половине лета, когда они станут сухими и твердыми. Но можно и осенью, зимой и даже весной, пока стебли пустырных растений еще сохраняют достаточную прочность.

В бурьяне, нередко рядом с домом, растет пустырник. Цветы пустырника колючие, хотя само растение, включая стебель и листья, опушено мягкими шелковистыми волосками. Листья и цветы пустырника — ценное лекарственное сырье, поэтому его стебли можно срезать только осенью, когда листья и соцветия будут собраны. Стебли полыни обыкновенной, или чернобыльника, срезают после того, как они станут темно-коричневыми.

На сухих склонах, пустырях, обочинах дорог, в бурьянах около жилья обычно выделяются в середине лета ярко-желтые зонтики, напоминающие укроп. Это пастернак — многолетнее растение, в диком виде растущее в европейской части нашей страны, Сибири, Казахстане и на Кавказе. Стебель с соцветием появляется у пастернака на второй год жизни. У корня он цилиндрический, а ближе к середине и у вершины — угловато-ребристый. Как уже говорилось, срезы стебля представляют собой разнообразные звездочки неправильной формы. Ребристый стебель пастернака хорош для нанесения на его стенки оригинальной резьбы, применяемой для декорирования отдельных фигурок.

Почти всюду над зарослями пустырных растений возвышаются крупные желтовато-зеленые, белые и слегка розоватые зонтики дудников. Дудники — основное сырье для изготовления игрушек и декоративных фигурок. Наряду с дудником используются полые стебли купыря. В конце лета иные из стеблей бывают настолько твердыми, что не поддаются ножу и приходится пользоваться небольшой пилкой с мелкими зубьями. Спиленные или срезанные стебли растений необходимо, как говорят лесорубы, раскряжевать, то есть распилить на короткие отрезки.

У некоторых заготовок следует оставлять на стеблях отходящие от них под разными углами ветки. Они используются как конструктивные элементы при изготовлении отдельных деталей. Наряду с толстыми стеблями заготавливают и совсем тонкие. Срезанные стебли растений вымачивают или вываривают, а затем очищают ножом от верхней тонкой бурой кожицы. Они становятся почти белыми, со слегка кремоватым, зеленоватым или красноватым оттенком.

На поверхности очищенных от кожицы стеблей находятся идущие продольно тонкие прочные волокна. Они и придают прочность стволу, защищая от механических повреждений находящийся внутри более толстый, но рыхлый слой, напоминающий пенопласт с очень мелкой структурой. Он легко режется ножом и поддается тиснению. Достаточно слабого нажатия ногтем, чтобы на нем остался четкий глубокий след.

Наружную поверхность очищенных стволов и веток окрашивают морилкой в коричневый цвет. Контрастное сочетание фактуры и белого цвета внутреннего слоя с внешней темной окраской стебля усиливает выразительность декоративных изделий.

В основе всех деталей декоративной скульптуры лежат пучки стеблей, обмотанные плотными рядами веревки, сплетенной из травы. Веревки используются не только для связывания пучков стеблей, но и как декоративные детали. Поэтому веревочные обмотки не маскируются, а, наоборот, располагаются на самом видном месте фигурки. Из этих элементов создается простейший рельефный узор. При желании его разнообразят, уменьшив или увеличив количество витков, применив заготовки различной толщины и окраски. Можно также свить веревку из жгутов, окрашенных заранее в различные цвета.

Прежде чем обматывать веревками пучок стеблей, его стягивают по краям двумя резинками. В одном из стеблей шилом просверливают отверстие, в которое затем вставляют конец крученой веревки. Пучок туго обматывают веревкой, плотно укладывая ее виток к витку. Чтобы витки как можно плотнее прилегали друг к другу и к пучку стеблей, веревку нужно постоянно подкручивать. Оставшийся конец веревки заправляют в отверстие, просверленное у края обмотки. Точно так же обматывают пучок стеблей с противоположного края. Потом резинки снимают, а в отверстия, в которых закреплены концы веревки, выдавливают по одной капле жидкого клея ПВА.

Подобные пучки служат основой почти всех без исключения деталей декоративной скульптуры. Срезая стебли в пучке под определенным углом, получают на торце ажурный рисунок в виде сетки из овалов, который можно при желании усложнить.


МенюL