25.02.2011 Г. И. Перевертень. Обновлено 04.04.15

АВТОМОБИЛИ из бумаги

Справочный материал

Слово автомобиль сложное, буквально означает «самодвижущийся» (авто — сам, греческое + мобилис — подвижный, латинское). Машина предназначена для перевозки людей или грузов по безрельсовым дорогам.

Грузовые автомобили (например, МАЗ, КамАЗ, БелАЗ, КрАЗ) используют для перевозки различных грузов. Свое название машины, как правило, получают от завода, на котором их изготавливают (КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод). Легковые машины (ГАЗ-24 «Волга», ВАЗ-2121 «Нива», ВАЗ-2108 «Жигули», «Москвич-412», ЗАЗ-968М «Запорожец») предназначены для перевозки небольшого количества людей. Автобусы — это многоместные автомобили (ЛАЗ, ПАЗ, «Икарус»). Бывают автомобили военные — бронетранспортеры, самоходные установки; специальные — амфибии, аэросани, пожарные машины, автокраны; гоночные — предназначенные для спортивных соревнований.

Любая машина, в том числе и автомобиль, прошла долгий путь развития. Первые самодвижущиеся повозки — прототипы современных автомобилей появились во второй половине XVIII в. Эти устройства приводились в действие мускульной силой человека. В это же время в России И. И. Ползуновым был построен паровой двигатель, который после дальнейших усовершенствований инженерами разных стран нашел применение в различных отраслях народного хозяйства, в то числе и автомобилестроении. К концу XVIII— началу XIX в. появляются самоходные повозки с таким двигателем.

Во второй половине XIX в. после значительных инженерных доработок паровые самоходки уже использовались, хотя и в небольшом количестве, для перевозки грузов и пассажиров. Но эти машины не нашли широкого применения, так как с собой надо было возить много воды и топлива. Нужен был новый двигатель, компактный и экономичный. Таким стал двигатель внутреннего сгорания. Начало его изобретения относится к первой половине XIX в., но пригодный для автомобиля был построен лишь к концу столетия. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания построен в 1886 г. немецким конструктором Г. Даймлером. В 1888 г. его соотечественник К. Бенц соорудил автомобиль, который развивал скорость до 25 км/ч. В России первый автомобиль был построен на заводе Руссо-Балт в 1896 г.

Колеса у первых самодвижущихся повозок были жесткими, с металлическим ободом, как у телеги, для быстрой езды они совершенно не годились. Со временем их заменили колеса с пневматическими шинами, как у велосипеда, но и они не выдерживали больших скоростей, к тому же масса машины постоянно увеличивалась с введением новых узлов и различных приспособлений.

Шины начали делать широкими, спицы заменили на диск, колесо уменьшилось в диаметре. Появился цельнометаллический кузов. В начале XX в. в основном сформировалась общая схема автомобиля, в органах управления появилось рулевое колесо, заменив рычаги, в атрибутах — сигнализация, освещение. Постоянно росла скорость: в 1906 г. она превысила 200 км/ч, а в 1970 г. на специальном гоночном автомобиле, построенном в США, был преодолен тысячекилометровый рубеж.

Произошло разделение функций автомобиля. На них начали перевозить пассажиров за определенную плату (таксу), так появилось такси. Для перевозки большого количества людей строили специальные машины с закрытым кузовом — омнибусы, прототипы современных автобусов, и с открытым кузовом без дверей — шарабаны. На крышах омнибусов возводили площадки для обзора с барьером и сиденьями. Чтобы укрыть пассажиров от дождя, площадки делали закрытыми, так появился двухэтажный автобус, которым пользуются в некоторых странах, например в Англии, до сих пор.

Для транспортировки грузов конструировались специальные автомобили — грузовики, тягачи, автопоезда, машины с цистернами, с закрытым кузовом — фургоны и др. Строилось много легковых автомобилей, предназначенных для перевозки небольшого количества пассажиров. В зависимости от конструкции кузова они получали название: торпедо — машина с открытым кузовом и без ветрового стекла, лимузин — машина с закрытым кузовом для пассажиров, водитель находился только под навесом (в настоящее время лимузином называют легковые автомобили высокого класса с закрытым кузовом), фаэтон, который имел кузов с изменяющимся тендом, кабриолет с открывающимся кузовом.

Сейчас мы привыкли к автомобилям и не представляем без них нашей жизни, но, когда они впервые появились на дорогах, отношение к ним было совершенно иное. Люди смотрели на них как на диковинку, многие не верили, что они когда-нибудь смогут заменить лошадь. Были и такие, которые встретили эти машины, что называется, в штыки, тем более если учесть шум, исходящий от первых машин и их нескладную конструкцию.

Со временем автомобили становились более удобными, комфортабельными, у них находится все больше приверженцев. Их производство налаживается в разных странах — Германии, Англии, Франции, Италии, США.

Русские инженеры и изобретатели внесли значительный вклад в развитие автомобилестроения. Первый грузовик, созданный инженером Б. Г. Луцким в 1900 г., на всемирной выставке в Париже был удостоен серебряной медали. Однако царское правительство слабо заботилось о развитии отечественного автомобилестроения, и машины закупались за границей. В 1911 г. в Петербурге начали выпускать в небольшом количестве легковые автомобили. В это время легковые машины приобрели широкую популярность в мире, их производство все расширялось, особенно во Франции и США. Самым крупным производителем в России был Русско-Балтийский вагонный завод, выпускающий надежные, хорошие для своего времени легковые автомобили.


МенюL