12.12.2013 АСТ пресс Обновлено 16.01.14

Аппликация из мешковины

Мешковина, или ряднина, это «грубый деревенский холст, по реденькой основе и с самым легким прибоем (бердом)», — поясняется в словаре В. Даля. На производстве мешковина изготовляется из натуральных растительных волокон джута — южного волокнистого растения, пеньки — конопли — и льна. В основном ткань для мешков в наше время ткут из джута, имеющего грубые волокна. Из волокон пеньки и льна изготовляется более тонкая ткань — ряднина, применяемая в швейном, мебельном и других производствах. Декоративные достоинства мешковины привлекли к себе и внимание художников, которые стали использовать ее для выполнения оригинальных аппликаций. Своеобразие и выразительность таких аппликаций определяются красивым натуральным цветом растительных волокон — от зеленовато-серого до бурожелтого — и зернистой фактурой, обусловленной строением ткани.

Аппликация из мешковины может украсить жилое помещение, комнату отдыха в школе. Старые мешки нужно прежде всего выстирать с мылом или стиральным порошком, выгладить, а затем вырезать здоровые участки мешковины. Лоскуты мешковины складывают в стопку пирамидкой. Так удобнее будет отыскивать подходящий по величине лоскут. Оставшиеся обрезки ткани нужно распустить на нитки и смотать в клубок. Они пригодятся для выполнения самых разнообразных деталей.

Для работы потребуются ножницы, резак, проволочная щетка или кисть, винтовой зажим, щетинные кисти, клей, пинцет и вязальная игла (рис. 72). Ножницами выполняют раскрой мешковины, а резаком подрезают нити на ограниченных участках заготовок. Проволочной щеткой или кистью расчесывают нити мешковины, разъединяя их на тончайшие волокна. Проволочную кисть делают из тонкой стальной проволоки, обладающей хорошей упругостью. Одинаковые отрезки проволоки сгибают пополам и связывают прочной тонкой нитью. Из жести от консервной банки свертывают так называемый капсюль и, соединив его края внахлестку, припаивают в местах соединения. Капсюль должен плотно обжимать пучок проволоки. Затем кладут капсюль со вставленным в него пучком проволоки на металлическую плиту и молотком придают ему уплощенную форму. Наливают в капсюль немного эпоксидной смолы и надевают на заранее заготовленную деревянную ручку. Чтобы капсюль не соскакивал, прибивают его к ручке мелкими сапожными гвоздями. Кисть можно использовать в работе примерно через сутки, когда смола окончательно отвердеет.

При расчесывании растительных волокон кистью заготовки мешковины зажимают в простейшем деревянном зажиме (рис. 73а). Винтовой зажим делают из двух деревянных планок из древесины бука, дуба, березы, в которых сверлят отверстия, и соединяют двумя винтами с гайками-барашками. Щетинные кисти применяют для нанесения клея на заготовки из мешковины и на основу. Приготовленный клей удобно во время работы держать в жестяной банке, на бортах которой нужно сделать специальные вырезы. Они служат удобной опорой для кистей, в то же время с их помощью с кисти легко снять излишки клея.

Пинцет потребуется в тех случаях, когда необходимо будет выдернуть из мешковины нити только на ограниченном участке, а также в процессе наклеивания нитей на основу. Спицей с закругленным кончиком во время приклеивания укладывают нити согласно задуманному рисунку. Использовать можно обычную вязальную спицу. Но она станет более универсальным инструментом, если один конец расплющить и согнуть под небольшим углом. Уплощенной частью спицы при наклеивании прижимают отдельные участки нити к фону. Можно поступить иначе — насадить спицу на деревянный тонкий черенок, срезав его с торца под небольшим углом. Назначение среза то же, что и расплющенного конца спицы.

Основу, на которую наклеивают элементы аппликации, можно изготовить из самых различных материалов, например из досок, фанеры и плотного картона. Чтобы фанеру и картон не коробило, их наклеивают под прессом или под гнетом на подрамники из реек. Можно также фанеру или картон прибить к подрамнику гвоздями. Гвозди прибивают как можно ближе к краям с таким расчетом, чтобы их шляпки впоследствии оказались закрытыми окантовочной рамкой. Форма основ аппликации может быть самой разнообразной — прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т.д.

Элементы аппликации из мешковины более четко выделяются на темном фоне — черном, темно-коричневом, темно-вишневом, темнокрасном и темно-зеленом.

При окраске фона нужно учитывать цветовые оттенки мешковины. Мешковина может иметь природную окраску с холодными серо-зелеными или теплыми буро-желтыми оттенками. Например, холодные оттенки могут быть у мешковины из льняных волокон, а теплые — из пеньки и джута. Цвет мешковины также во многом зависит от того, в каких условиях она хранилась, каким образом ее использовали. За время эксплуатации она могла выгореть на солнце и стать блеклой или, наоборот, потемнеть от сырости и т. п.

Если вы располагаете мешковиной с холодной окраской, то фон нужно сделать теплым: темно-вишневым, темно-красным, а с теплой — холодным: черным, темно-синим, темно-зеленым. Для окраски фона нужно взять такую краску, которая бы глубоко проникала в волокна древесины или картона. В черный цвет основу можно окрасить тушью. В другие цвета дерево и картон окрашивают морилкой и анилиновыми текстильными красителями, применяемыми обычно для окраски тканей. Нужный цвет и тональность окраски получают путем смешивания нескольких красок или же наложением одного цвета на другой. Например, основу вначале окрашивают черной краской, а затем, после полного ее высыхания, наносят вишневую краску. В результате фон будет иметь темно-вишневый, почти черный цвет.

Необходимо проследить, чтобы частицы краски не оставались на поверхности древесины или картона. Поэтому, после того как нанесенная краска впитается в окрашиваемый материал, поверхность основы нужно протереть слегка влажной тряпкой, удаляя оставшиеся на ней частицы красителя. Если же лежащие на поверхности частицы краски не удалять, то при наклеивании мешковины они могут смешиваться с клеем или клейстером и загрязнять элементы аппликации. Когда краски высохнут, основу желательно слегка проклеить, нанеся на ее поверхность широкой щетинной кистью тонкий слой клейстера.

Приступать к разработке эскиза можно только тогда, когда вы внимательно изучите возможности материала, как говорят, почувствуете его. Ведь материал аппликации, в данном случае мешковина, в значительной степени диктует пластическое решение орнаментальной или сюжетной композиции. Мешковина имеет редкое переплетение нитей, поэтому они держатся в ней очень слабо. Эта особенность, с одной стороны, дает возможность, выдергивая в определенном порядке отдельные нити, получать детали аппликации с простейшим ажурным узором, например в виде квадратных или прямоугольных клеточек, чередующихся ритмично полосок и т. п. С другой стороны, при вырезании деталей аппликации художник вынужден находить такие их контуры, линии которых по возможности шли бы в том же направлении, что и взаимно пересекающиеся нити ткани. Это необходимо, чтобы на отдельных участках короткие нити не осыпались. Вместе с тем такое вынужденное ограничение придает аппликации из мешковины ни с чем не сравнимое своеобразие и особую декоративную условность.

Соберите обрезки мешковины и с ножницами в руках выполните простейшие элементы аппликации. Предположим, вам нужно вырезать лист дерева (рис. 73б). При вырезании контура листа проследите за тем, чтобы одни нити мешковины были расположены вдоль листа, а другие — поперек. Затем продольные нити с краев удалите, оставив в середине только три-четыре нити.

При необходимости нити мешковины можно распушить. Такой прием уместно применить, например, при выполнении аппликации одуванчика. Лоскут мешковины зажимают в деревянных тисочках и расчесывают нити проволочной кистью или щеткой. По своему желанию художник может придать свободным нитям мешковины задуманное направление, создавая рисунок из волнистых линий, завитков и спиралей. Этот прием применяется непосредственно при наклеивании деталей аппликации на основу.

При разработке эскиза нужно постоянно иметь в виду все перечисленные особенности мешковины. Вначале выполняют небольшой эскиз размером не больше тетрадного листа, рисунок с которого затем переводят на лист бумаги, имеющий натуральную величину. Потом из листа по контурам рисунка вырезают все детали изображения. Они будут служить своеобразными выкройками. Выкройки накладываются на мешковину и обводятся цветным мелом. Вырезанные элементы аппликации нужно разложить на основе согласно разработанному эскизу. Но прежде чем детали из мешковины будут наклеены на основу, их необходимо дополнительно обработать, то есть выдернуть там, где это необходимо, лишние нити.

Наиболее удобны для наклеивания элементов аппликации латексный клей или ПВА. Они не оставляют на склеиваемых материалах пятен, сравнительно быстро сохнут и образуют прочное соединение. Можно применять также различные клейстеры. Клейстер особенно незаменим при наклеивании всевозможных завитков, спиралей и других контурных элементов из нитей мешковины. Для приготовления клейстера нужно на стакан воды взять 2 чайные ложки пшеничной муки или картофельного крахмала. Муку или крахмал развести в небольшом количестве холодной воды и влить тонкой струйкой в крутой кипяток, постоянно помешивая. Как только клейстер заварится, ему дают охладиться. Нужно помнить, что клейстер может находиться в рабочем состоянии, не теряя клеящих способностей, примерно в течение 10 часов. Затем он становится водянистым или, наоборот, густеет. Поэтому следует заваривать только нужное в этот день количество клея.

Участок фона в месте наложения вырезки из мешковины смажьте тонким слоем клея или клейстера. Затем с обратной стороны проклейте вырезку из мешковины и наложите ее на основу. Разгладьте и прижмите мешковину ладонями, а небольшие детали прижмите к основе пальцами. Затем наложите сверху груз. Если вы работаете с быстро сохнущим клеем, то груз можно снять примерно через 5—10 минут, а если с клейстером — через час. До конца клей или клейстер должны сохнуть без груза в течение нескольких часов. Нити мешковины, которые предполагается сделать волнистыми, скручивают в колечки или спирали и приклеивают в последнюю очередь (рис. 73в). Нити обильно смазывают клейстером, затем, придерживая пальцами левой руки, с помощью спицы придают им нужный рисунок. Сушат их свободно, без гнета. Если после высыхания клейстера какой-либо участок нити отстанет от фона, его осторожно подклеивают быстро сохнущим клеем.

Готовую аппликацию (рис. 74) нужно вставить в рамку. Она является неотъемлемой частью аппликации, поэтому к ее оформлению нужно отнестись с большим вниманием.

Простейшую рамку изготавливают из четырех реек, в каждой из которых заранее выбрана четверть. Рамку окрашивают в тот же цвет, что и фон. После высыхания краски делают острым ножом порезки на внешних ребрах реек. Рамка с цепочкой из светлых ромбиков на темном фоне объединит композицию, сделает ее более законченной.


МенюL